Богданова Любовь
Использование метода проектов в обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ
В детском саду мне нередко приходится наблюдать, как малыши устраивают истерику из-за того, что мама не купила игрушку или сладости. И не потому, что не хочет, а потому что бюджет семьи уже спланирован. Но как это объяснить малышу? По моим наблюдениям, многие родители и не стараются объяснить ребенку, что такое деньги, где их взять и как правильно распорядиться. Воспитывая детей, родители стараются дать ребенку все самое лучшее, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение, основанное на потребительском отношении к жизни, неумении планировать личный бюджет, нежелании прилагать усилия для повышения финансовой грамотности.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой. Чем раньше дети узнают о роли денег в личной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. Ответственность, бережливость, экономность, сила воли – эти и другие качества лежат в основе финансовой безопасности и благополучия человека на протяжении всей жизни. Если мы хотим, чтобы наши дети жили комфортной, обеспеченной жизнью, следует заложить в них прочный фундамент финансовой грамотности.
Новизна моего опыта работы по данной теме заключается в использовании метода проектов для формирования финансовой грамотности и финансового просвещения детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, изобразительной, двигательной, коммуникативной.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самый важный момент в финансовом просвещении и воспитании детей дошкольного возраста – это поиск доступных для ребенка способов преподнесения информации. Как же заинтересовать маленького ребенка и как наглядно и увлекательно познакомить его с финансовым миром? Какие формы и способы использовать для эффективного решения поставленной цели? Решение данной проблемы для меня стало ключевым вопросом в работе над моей темой. Опыт формировался и апробировался в течение 2023-2024 учебного года. Ведущей педагогической идеей моего опыта является финансовое просвещение детей дошкольного возраста посредством игровой, художественно-речевой, изобразительной, двигательной, коммуникативной видов деятельности. В работе были поставлены задачи развития у дошкольников интереса к финансовой грамотности, к профессиональной деятельности взрослых, создание положительной установки на дальнейшее изучение экономики и управление финансами, формирования первичных представлений о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях. Организация учебно-воспитательного процесса по ознакомлению детей с основами финансовой грамотности была построена на использовании метода проектов, особая педагогическая значимость которого заключается в том, что он всесторонне развивает ребенка и охватывает все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Через интеграцию пяти областей формируется целостное видение картины финансового мира. Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения».
Цель работы: теоретическое обоснование, разработка и обоснование эффективности использования метода проектов в финансовом просвещении и воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
изучить опыт работы в области формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
апробировать метод проектов в обучении детей финансовой грамотности;
обобщить собственный опыт работы в данной области.
Для того, чтобы перейти к практической деятельности, я познакомилась с
авторскими программами и методическими пособиями по финансовой грамотности: «Дошкольник и… экономика» А. Д. Шатовой, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика», Е. А. Деминой «Дети и деньги. Как воспитать разумное отношение». Настольным помощником для меня стала книги А. А. Смоленцевой «Знакомим детей с азами экономики с помощью сказок» и «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику». Авторы программ и пособий предлагают оригинальные методики экономического воспитания старших дошкольников, реализуемые через обогащение привычных видов детской деятельности. Имеется немало методических разработок, конспектов занятий, сюжетно-дидактических и дидактических игр, проблемных ситуаций, логических задач, кроссвордов, сказок, пословиц и поговорок на экономические темы, электронных ресурсов, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Изучив литературу по данной проблеме, был определен метод проектов как один из наиболее рекомендуемых и интересных в формировании финансовой грамотности дошкольников.
За прошедший год работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста были реализованы краткосрочные проекты, такие как «Азбука денег», «Финансовая грамотность в мультипликационных фильмах и литературных сказках», «Калейдоскоп профессий».
Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. В решении этой задачи помог мне проект «Дети и деньги». Дети получили знания о том, что такое деньги, какие виды денег бывают, как распределить свои расходы путем определения желаемого и необходимого. Проявив фантазию, дети сами придумали дизайн денег для игры в «Магазин», которые назвали «Блошки». Многие воспитанники завели дома копилки с целью накопить на их мечту.
Особый интерес у детей вызвал проект «Сказки читаем – финансы изучаем». Герои сказок и мультфильмов затрагивают серьёзные финансовые вопросы: экономия – одна из самых полезных финансовых привычек («Трое из Простоквашино»); надо отдавать предпочтение качеству, а не количеству («Три поросенка»); азартные игры и их последствия («Буратино»); деньги должны работать, а не лежать в копилке («Дорогая копейка»); реклама – лучший способ продать товар («Как мужик корову продавал»). Несмотря на то, что затрагиваемые темы слишком сложные для их осмысления маленьким ребенком, просмотр мультфильмов и чтение сказок помогает справиться с этой задачей в более доступной форме. После каждой прослушанной сказки или просмотренного мультфильма с детьми проводились беседы, в ходе которых мы обсуждали и анализировали поведение героев по отношению к финансам, предлагали детям изобразить того или иного героя или сюжет. Дети рисовали, лепили, пробовали сами придумывать рекламу. С уверенностью могу сказать, что детское творчество – это язык самовыражения для детей в любом возрасте. Творческая деятельность для меня стала одной из эффективных форм работы в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Актуальной остается задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы, важно показать ребенку взаимосвязь труда человека и результата труда. Решала данную задачу я при помощи проекта «Все профессии нужны, все профессии важны». В результате работы над этим проектом дети реализовали полученные экономические представления о труде людей разных профессий, в самостоятельной и коллективной творческой и игровой деятельности. Для знакомства детей с профессией воспитателя воспитанники попробовали себя в роли воспитателя, проводили утреннюю зарядку, организовывали игры, помогали одеваться на прогулку младшим детям. Было приятно наблюдать, с какой ответственность подошли они к этому делу. Вечером они с гордостью делились своими успехами с родителями. В рамках данного проекта у детей сформировались первичные представления о различных профессиях. Для закрепления материала мной были изготовлены дидактические пособия. В нашем детском саду на протяжении трёх лет проходит конкурс дидактических пособий по профессиям. В прошлом учебном году мои воспитанники принимали участие в районном конкурсе «Радуга профессий», где заняли 1 место. Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Моя инициатива не осталась в стороне от родителей. Родители были активными участниками в реализации проектов. И прежде, чем начать работу с родителями, я провела анкетирование и узнала, востребована ли она со стороны родителей. Анализ анкет показал, что очень востребована. Следует отметить, что родители признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, готовы к взаимодействию с воспитателем в данном направлении. Чтобы помочь родителям разобраться в вопросах финансового просвещения детей была сделана подборка книг для детей о финансах. Одним из важнейших условий развития детей является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание. Предметно-развивающая среда пополнялась материалами по основам финансовой грамотности совместно с родителями, были изготовлены сюжетно-ролевые игры, игрушки. Игры регулярно пополняются. Игрушки не купленные в магазине, а сделанные своими руками. Согласитесь, если игрушки будут сделаны своими руками, да еще в этом примут участие дети, они приобретут большую ценность, так как создание игровой среды побуждает детей к самостоятельному игровому творчеству, развивая фантазию, воображение, художественно-эстетический вкус. Поэтому я привлекала детей и родителей к процессу изготовления. На конкретном примере мы разобрали, что можно купить игрушки, а можно сделать самим, из старых материалов, сэкономив на этом деньги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенная работа показала, что метод проектов весьма эффективен в формировании у дошкольников основ финансовой и экономической грамотности, позволяет заинтересовать детей, познакомить их с деньгами, способами их приобретения (зарабатывания, с трудом взрослых и различными профессиями.
Я продолжаю работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников в своей группе и повышению уровень своего профессионального мастерства в данном направлении.