Людмила Волкова
Использование метода проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Радостно и свободно глядит душа
ребенка на мир, не думая извлекать
из него пользу, прежде всего и больше
всего любуясь им, радуясь тому
прекрасному, что в нем находится»
(В. В. Зеньковский)
Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развить у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования целостных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Публикация «Использование метода проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Составление и реализация проектов стоит на одном из первых мест в организации образовательного процесса. Поэтому коллектив нашего детского сада часто использует проектирование в своей работе. Проектирование – это деятельность, направленная на включение детей в целостный процесс изменения окружающей среды (дизайна).
Я с воспитанниками подготовительной логопедической группы составила и реализовала проект «Подарок в упаковке для близкого человека». Срок проведения: январь-февраль 2014г. (4 занятия).
Для успешного составления проекта я обозначила следующую последовательность работы:
Обсуждение: как выбрать подарок близкому человеку? Какие бывают подарки?
Подарки-обереги. Экскурсия в этнографический музей.
Изготовление оберега.
Изготовление упаковки.
Реализация проекта прошла по следующим этапам.
Мы с детьми обсудили, что подарок в упаковке будет выглядеть красивее, чем без упаковки (выдвинули гипотезу).
Наметили этапы работы.
Исследовательская деятельность заключается в следующем. Так как это проект, то была задействована музейная педагогика. Мною был сделан акцент на обереги. Провели исследование, искали, смотрели, изучали, знакомились.
Рефлексия предполагает беседу в свободное время о том, какое настроение было у детей и родителей при дарении и получении подарка.
В обучении старалась сформировать навыки проектирования, навыки изготовления, знания и ценности.
Навыки проектирования. Здесь дети выбирали форму, материал, т. е. проектировали будущий образ упаковки.
Навыки изготовления – это технические навыки. Дети выбирали тот материал, из которого будет сделана их упаковка.
Знания и ценности. Дети узнали о том, какие подарки бывают. Нравственные ценности, такие, как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, раскрывают для ребенка-дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.
Вся работа проводилась в 3 этапа. На подготовительном этапе были обозначены цель, задачи. Цель – развитие у детей творческих и познавательных способностей в процессе разрешения социально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
• учить детей изготавливать подарок и упаковку для нее;
• уметь планировать предстоящую работу и видеть конкретный результат;
• развивать и обогащать словарный запас, диалогическую речь, общую и тонкую моторику;
• формировать эстетическое восприятие, творческое воображение;
• воспитывать умение самостоятельно выбирать необходимый материал для поделки и уметь обосновывать свой выбор.
Проведена предварительная работа, которая включала в себя подбор фольклорного материала, экскурсию в этнографический музей, участие детей в проводах масленицы, колядках. На подготовительном этапе было проведено два занятия. На первом и втором занятиях мы с детьми беседовали о подарках. Выяснили, что подарки, сделанные своими руками самые ценные. В основной этап вошли третье и четвертое занятия. На третьем занятии мы изготавливали обереги. На четвертом занятии сделали упаковку для подарка.
Заключительный этап включает анализ проделанной работы и дарение подарка в упаковке (рефлексия).
Работа детей по методу проектной деятельности не только обогащает знания и расширяет кругозор, но и помогает овладеть навыками планирования, предвидения результатов работы, и самое главное – способствует формированию высоких нравственных качеств: доброты, любви к близкому человеку, заботливому и внимательному отношению.