Екатерина Долгова
Использование метода моделирования в процессе ознакомления с художественной литературой и развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в старшей группе, я продолжала работу по тем же основным направлениям, что и в средней группе.
Первое направление ознакомление с художественной литературой. Знакомясь с литературными произведениями, дети осваивали мир человеческих отношений, мир собственных переживаний, знакомились с явлениями живой и неживой природы, с произведениями культуры. Это развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературой.
Публикация «Использование метода моделирования в процессе ознакомления с художественной литературой и развития речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Второе направление это освоение специальных средств литературно – речевой деятельности. Здесь дети познакомились со средствами художественной выразительности, овладели лексической и грамматической культурой, развитием связной и выразительной речи : выделением в художественных произведениях эпитетов, сравнений и использование их в собственной речи. Детям удается строить развернутые ответы на вопросы по содержанию прочитанного, описывают картины, игрушки, сочиняют собственные сказки. Дети заучивают стихи, участвуют в драматизациях произведений.
Последнее направление является развитие умственных способностей на материале ознакомления с художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развития мышления и воображения детей. В старшей группе я продолжала знакомить детей овладением действием использования готовой пространственной модели при пересказе известных сказок, причем модель представляет собой наглядный план сказки. Позднее дети познакомились с более сложным видом моделирования, пространственно – временным моделированием. Сначала дети используют готовую пространственную модель, затем переходят к самостоятельному построению пространственной модели сказки и её использованию при пересказе.
В старшей группе продолжалась работа по овладению детьми символизацией как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям сказок и историй. Старшие дети сочиняют сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и используя пространственные модели, они являются наглядными схематическими планами, которые можно наполнять любым содержанием. Особое внимание в старшей группе уделяли сюжетной связанности занятий, которые объединяются общей сказочной ситуацией.
Типы задач по развитию умственных способностей в процессе литературно – художественной деятельности.
Развивающие задачи Средства решения задач
Материал Действие детей
Освоение действий замещения персонажей сказок и историй.
Условные заместители персонажей, соответствующие их внешним и не наглядным признакам.
Тексты русских народных сказок: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», сказки Братья Гримм «Бременнские музыканты», кружки разного цвета, полоски разной длины, схематические изображения предметов.
Дети подбирают заместители ко всем персонажам, обосновывая свой выбор.
Развитие действий построения двигательной модели сказки как основы для её пересказа.
Заместители персонажей сказок.
Тексты русских народных сказок: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», кружки и полоски разного цвета и размера.
Дети по очереди, по эпизодам пересказывают сказку, разыгрывая ее при помощи заместителей.
Освоение действий использования пространственно – временной модели сказки для ее пересказа. Пространственно – временная модель сказки.
Тексты художественных произведений : сказки Братья Гримм «Бременнские музыканты», русской народной сказки «Хаврошечка», блоки – рамочки с расположенными в них условными заместителями.
Дети пересказывают сказку по отдельным эпизодам в соответствии с моделью.
Пример модели сказки Бр. Гримм «Бременнские музыканты»
«с» - серый, «к» - коричневый, «р» - рыжий, «кр» - красный, «ж» - желтый, «ч» - черный.
Освоение действий по построению наглядной пространственно – временной модели – плана сказки.
Заместители персонажей сказки, условные изображения «декораций».
Текст русской народной сказки: «Хаврошечка», фланелеграф, блок – рамочки, вырезанные из бумаги кружки и квадраты разного цвета и размера.
Дети размещают заместители персонажей и декораций в блоках – рамочках на фланелеграфе.
Освоений действий моделирования игрового пространства при провидении игры - драматизации.
Условные обозначения персонажей и «декораций».
Тексты русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Зимовье», вырезанные из бумаги кружки и квадраты разного цвета и размера.
Дети размещают условные заместители на игровой площадке перед проведением игры – драматизации.
Развитие воображения : освоение действия детализации.
Схематическое изображение предмета: человека, дома, животного, поезда.
Лист бумаги со схематическим изображением предмета, цветные карандаши или фломастеры.
Дети отвечают на вопросы, описывающие предмет, и помогают его дорисовывать, затем составляют про него рассказ.
Развитие воображения : сочинение сказок и историй с опорой на заместители и пространственно – временную модель.
Заместители персонажей, пространственно – временные модели.
Бумажные круги, листы бумаги с изображением 3-4 блоков – рамочек с расположенными в них условными обозначениями, костюмы и атрибуты Бабы – Яги, и Василисы Прекрасной.
Дети придумывают сказки и истории в соответствии с моделью, превращают заместители в персонажи сказок и историй.
Развитие воображения на материале вариативного словесного творчества.
Словесная инструкция.
Известные и выдуманные сказки и истории.
Дети придумывают новые эпизоды известных сказок, дополняют неоконченные истории.
Освоение действий передачи отношения к персонажам сказок и историй.
Характеристика (цвет, форма, величина) и атрибуты персонажей, отдельные предметы как символические обозначения, принятие в культуре.
Тексты сказок: «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Бременнские музыканты», «Хаврошечка», бумага для рисования, фломастеры, цветная бумага для аппликации, листы с изображением двух домов.
Дети выполняют аппликацию или рисунок, передающие смысловые характеристики персонажа или отношений между персонажами.
Вывод:
Благодаря методу пространственно – временной модели дети старшей группы умеют размещать заместители персонажей и декораций в блоках – рамках на фланелеграфе, на игровой площадке перед проведением игры – драматизации. Самостоятельно придумывают сказки и истории в соответствии с моделью, превращая, заместители в персонажи сказок и историй, а так же дополняют неоконченные истории.
Дети подбирают заместители ко всем персонажам, обосновывая свой выбор. Они по очереди, по эпизодам пересказывают сказку, разыгрывая ее при помощи заместителей.
С удовольствием пересказывают сказку по отдельным эпизодам в соответствии с моделью. А так же выполняют аппликации, рисунки, передающие смысловые характеристики персонажа или отношений между персонажами.
Пространственно – временная модель помогает в развитии умственных способностей детей на материале ознакомления с художественной литературой.