Любовь Чувилкина
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной работы с детьми.
Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве. По данным общероссийской статистики, количество абсолютно здоровых детей в дошкольных образовательных учреждениях не превышает 10 – 15 %. Экологическая и социальная напряженность в стране, на фоне небывалого роста «болезней цивилизации», привели к ухудшению демографических показателей и увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Публикация «Использование малых фольклорных форм в оздоровительной работе с детьми» размещена в разделах
Одной из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся - это слабое физическое развитие и сниженный индекс здоровья детей при поступлении в детский сад.
Как разнообразить мероприятия оздоровительного характера, сделать их яркими, запоминающимися, позитивными, несущими, помимо всего прочего, и воспитательную нагрузку? Именно богатое культурное наследие, использование малых фольклорных форм-то эмоционально-образное средство влияния на детей, которое поддерживает их интерес к здоровому образу жизни посредством национальных традиций. Приобщение детей к устному народному творчеству не только открывает перед ними тесную связь человека с миром природы, дает возможность познакомиться с родной культурой, с образным языком. Всевозможные потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички и прочая стихотворная «шумиха», помогают детям автоматизировать поставленные звуки, способствуют укреплению органов дыхания, улучшению кровоснабжения ЛОР-органов (что весьма актуально для часто болеющих детей). С большим желанием дети выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей, стоп и тела в целом с фольклорным содержанием. В группах имеются картотеки упражнений гимнастики, побудок, физминутки и динамические паузы, дыхательные и зрительные гимнастики.
Оздоровительные задачи :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;разработка и внедрение наиболее эффективных оздоровительных практик, основанных на устном народном творчестве;совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения,дыхательной гимнастики, самомассажа, закаливания; профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; охрана зрения.
Развивающие задачи:
- формирование речевого аппарата, расширение лексического запаса, развитие творческого воображения и физических качеств; расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
-воспитание уважительного отношения к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Сочетание произведений устного народного творчества и креативных, зрелищных, несущих радость ребенку, оздоровительных упражнений, являются залогом успеха не только в плане оздоровления, но и приобщения детей к народной культуре, воспитания патриотизма и формирования позитивного эмоционального контакта между всеми участниками педагогических отношений.
Около 80% всей жизненной информации ребёнок получает до 7 лет. И самая многоликая информация в фольклоре, потому он так и важен в работе с детьми.
На современном этапе одним из насущных и острых вопросов является поиск новых форм и методов обучения и оздоровления детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками : речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. Фольклор позволяет разнообразить и физкультурно-оздоровительную работу путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. В воспитании дошкольников широко используется фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Использование средств устного народного творчества является одним из путей улучшения психофизического состояния детей и, соответственно, здоровья.
Оздоровительные мероприятия с использованием фольклора предусматривают систему физических и речевых упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, способствует исключению стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений, предполагает использование разнообразных двигательных действий. Из нашего национального устного творчества – потешек, считалок, закличек, скороговорок, сказок, если не быть ленивым и пренебрежительным, можно извлечь много пользы для воспитания здорового ребенка.
Народ использовал целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребёнка здоровым. Весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головы с руки на руку и т. д.
Вспомните «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Массаж ладошки («кашу варила», всех пальцев («этому дала», и одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.
Или – когда переваливают головку ребёнка с рук на руку, массажируя шею, а затем закидывают ручки за голову: «Валяй, валяй, баба каравай, Пришёл к бабе пономарь.
– Дай, баба, теста Шук, шук полетели– Нет в печи места На голову сели!
Процесс пробуждения детей мы можем сопровождать чтением потешек, пестушек:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Понягушечки, потягушечки,
Где игрушки, погремушечки,
Ты, игрушка, погреми,
Наших деток подними.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры, такие как «Гуси-лебеди», «Гори, гори, ясно» и т. д. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры.
Народная мудрость гласит: "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю- запоминаю". Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре мероприятий оздоровительной направленности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.
При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:
1. Доступность содержания детям дошкольного возраста.
2. Познавательная и нравственная значимость
3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок выполняет определенные упражнения, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует, но и вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей.
Таким образом, на современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов оздоровления детей, повышения их двигательной активности. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками : речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.