Лучший педагог года

Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Лия Прокофьева
Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Прокофьева Лия Вячеславовна, воспитатель 1 кв. к.

Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым средствам и методам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

Публикация «Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

В современной образовательной практике ДОУ встречаются разнообразные личностно-ориентированные технологии. К таким технологиям относят Педагогику сотрудничества, гуманно-личнострую технологию Ш. А. Амонашвили и др. Мы остановимся на технологии Педагогика сотрудничества, основные принципы которой отражены в персонально-личностном подходе.

Личностный подход к ребенку – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Личностный подход, по мнению А. С. Белкина, В. И. Яковлева, предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении.

Персонально-личностный подход в воспитании дошкольников, по мнению В. И. Яковлева, предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы. И. С. Зимина, А. С. Белкин, Е. В. Закирова, Е. Е. Новожилова, В. И. Яковлев разработали следующие приемы персонально-личностного подхода : «Эмоциональное поглаживание, эмоциональное обволакивание»; «Гейша»; «Расклад»; «Заражение»; «Отвлечение. ; «Все вместе»; «Гордость», «Подарки», «День прошел»

Перечисленные приемы персонально-личностного подхода могут дополняться, сочетаться между собой. Использование их на практике позволит эффективно реализовывать задачи воспитания и обучения дошкольников.

Приемы: «Расклад», «Заражение», «Подарки», «Эмоциональное поглаживание и обволакивание», «Гейша», «День прошел»

Воспитатель обращает внимание детей на кукол-персонажей.

В-ль: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Это Вова и Люба. Давайте с ними поздороваемся. Вова и Люба тоже хотят с вами подружиться, поэтому они решили рассказать нам случаи из своей жизни. Хотите послушать?»

Воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа» и «Рукодельница» и беседует по содержанию.

Далее воспитатель предлагает детям перечислить различные добрые качества, которые необходимы мальчикам и девочкам в жизни.

В-ль: «Ребята, вот мы сказали, что мальчики должны быть справедливыми, благородными, а девочки – добрыми и терпеливыми. А какими еще качествами должны обладать мальчики и девочки? Давайте мы с вами соберем шкатулку, в которую поместим те черты характера, которые помогают мальчикам и девочкам в жизни».

Дети поочередно называют качества, присущие мальчикам или девочкам. За каждое новое качество ребенок получает флажок, который помещается в шкатулку.

В-ль: «Смотрите, как много качеств вы назвали! Наши новые друзья Вова и Люба и не подозревали, что есть столько разных качеств, которыми обладают мальчики и девочки. Ребята, а как часто вы пользуетесь этими качествами? Расскажите, пожалуйста, мне и нашим гостям свои истории».

Дети по очереди подходят к воспитателю, рассказывают свои истории, делясь со всеми своими ощущениями, которые они испытывали, когда совершали хороший поступок.

В-ль: «Какие вы молодцы! Все наши мальчики (перечисляет всех мальчиков по имени) настоящие рыцари (помогают, защищают) и мастера своего дела. А все наши девочки (перечисляет всех девочек по имени) настоящие мастерицы и рукодельницы, маленькие принцессы. Я очень рада, что среди вас не оказалось хулиганов и неумех.

Здесь использованы психолого-педагогические приемы «Расклад», «Гейша», воспитатель в конце занятия выражает свою уверенность в том, что среди детей нет хулиганов и неумех, внушает каждому ребенку, что он особенный. Используя приемы «Заражение» и «День прошел», воспитатель побуждает детей вспомнить свои поступки, стимулируя их к осмыслению определенной ситуации, «заражает», передает детям положительные эмоциональные состояния, которые дети испытывают, совершая хорошие поступки. Также применяются приемы «Подарки» и «Эмоциональное поглаживание и обволакивание». Несмотря на то, что подарки детям не дарят, они получают возможность понять, что здесь каждого из них любят, принимают и ценят.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью, что является необходимым условием для обучения и воспитания детей.

Публикации по теме:

Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста» «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен.

Презентация «Педагогические технологии в ДОУ»Презентация «Педагогические технологии в ДОУ» В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2013 в 07:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лия Прокофьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД