Татьяна Игловикова
Использование кукол для создания развивающего пространства в группе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться своим опытом использование кукол для создания развивающего пространства в группе.
Я работаю в логопедической группе. В группе обычно около 15 детей 5-6 лет, большая часть – мальчики. Мальчики этого возраста не слишком интересуются куклами. Многие дети, даже девочки, вообще не умеют играть с куклами. Зачастую ни родителям, ни педагогам нет времени учить детей играть; куклы лежат «мёртвым грузом» - сидят на подоконнике или полке.
Куклы не привлекают внимания детей! Они безлики, шаблонны, их образы не затрагивают интересы детей.
Публикация «Использование кукол для создания развивающего пространства в группе детского сада,» размещена в разделах
Работа в группе строится на основании комплексно-тематического планирования, когда вся неделя посвящена какой-то одной лексической теме. Чтобы дети полнее окунулись в нужную атмосферу, создаётся специальная развивающая среда, в которой задействованы все уголки группы, отражающие определенную лексическую тему в каждом аспекте восприятия (изо, физо, чтение, театр, эксперимент, игра и т. д.).
При создании развивающей среды в группе появилась идея использовать кукол для акцентирования внимания детей к определённым ключевым блокам темы.
На группе находится около 10 кукол, из них 3 куклы-мальчика. Сначала было задействовано всего несколько кукол в одной теме, но постепенно нашлась роль для всех. Куклы используются в качестве наглядно-демонстрационного материала.
Например, при изучении темы «Осень» одна кукла превращается в саму «Осень» (платье, венок из листьев,, другая – в огородника с лопатой, третья – в грибника с корзинкой грибов, и т. п.
Так как кукла – это образ человека, то она используется для создания наглядной картинки «Что человек делает с изучаемыми предметами или явлениями».
Лексические темы, в которых можно использовать кукол :
«Кукла в профессии» - мебель (столяр, транспорт (водитель, стюардесса, пилот, и т. д., военные, инструменты (маляр, плотник, и т. д., школа (учителя – математики, физической культуры, химии, географии и т. д., домашние животные, хлеб и т. д.
«Кукла – символ времени года» - осень, зима, весна, лето.
«Семья кукол» - школа, день победы (на параде, 8 марта, виды спорта, лес, огород и т. д.
«Кукла – литературный персонаж» (актёры)
Почти в каждой теме можно найти «роль» для куклы, обыграть её.
Для создания нужного «образа» понадобится:
• Одежда – нужен «взрослый» гардероб - костюмы, платья из тёмных более насыщенных по цвету тканей, разнообразной фактуры – джинсовая ткань, хаки, трикотаж, бархат и т. д. Нужны «базовые» вещи (черный костюм пригодится и «жениху», и «школьнику», и «учёному», и «папе»; вечернее платье – «маме», «артистке», «туристке в театре» и т. д. ; военная форма – «солдат», «папа», «ветеран», «грибник»(брюки) и т. д.)
Лучше всего делать одежду, которую дети не могут снять – закреплять на кукле. Можно комбинировать вещи с «кукольной» одеждой.
Обувь – можно сшить из кожи сапоги, связать.
• Грим – лучше всего использовать тени для век – можно изменить черты лица, форму носа, добавить румянец, загар, морщинки; добавить возраст; изменить настроение. Тени легко смываются водой.
• Причёска – можно заплести косы (даже на коротких волосах, сделать «пучок» («невеста», «учительница», «балерина», и т. д.). Можно окрасить несколько прядок с помощью водостойкой туши (для «Парикмахерской»,.)
• Атрибуты – различные небольшие «предметы – символы» : корзиночка, лопатка, шприц, цветы, букеты, чемоданы, указки и т. д. Можно подобрать готовые предметы или сделать из бросового материала. Атрибуты прикрепляются к руке куклы – к запястью с помощью резинки; что-то можно поставить у ног.
• Интерьер - Иногда приходится создавать окружающую обстановку для куклы – палатка с костром, парты и доска, плита, и т. д.
Варианты использования кукол :
1. Наглядно-демонстрационный материал.
Куклы расположены на уровне глаз детей или чуть выше. Их назначение – показ основных моментов изучаемой темы.
Можно заранее подготовить всё пространство группы, чтобы придя в детский сад дети «с порога» погрузились в новую тему, или же использовать кукол как сюрпризный момент на занятиях, постепенно знакомя детей с их «ипостасями».
2. Обогащение сюжетов детских игр.
Куклы располагаются на полу, в свободном доступе – сидят за партами, сидят в театре, у костра и т. д. Дети могут свободно с ними играть.
3. Дидактические игры с куклами.
Организуются педагогом – на занятии, в индивидуальной работе. Вот некоторые варианты:
Придумывание диалогов между куклами (моряк – солдат; «мама» - «папа»; «Лето» - «Осень»).
Игры «Лево-право», «Кого загадала», «4-й лишний» и т. д.
Логопедические игры «Кукла принимает подарки, которые начинаются на определённый звук» и т. д.
4. «Постоянный «друг» - Кукле даётся имя, она каждую неделю приходит и «играет» с детьми, меняясь в соответствии с темой. Это может быть любимый всеми педагогами «Незнайка».
5. «Театр кукол»
Для его организации требуется предварительная работа – обучение детей (диалоги, продумывание характеров кукол, создание необходимого «реквизита». Можно создать «кукол – героев книг». Желательно гастролировать с театром в других группах детского сада.
Плюсы использования кукол в развивающей среде группы :
1) многообразие тем, в которых могут быть использованы;
2) мобильность – в любой момент можно использовать на занятии или в играх;
3) образность – запоминание «ключевых» моментов в теме;
4) новизна – особенно при использовании грима и новых неожиданных атрибутов;
5) обогащение сюжетов детских игр – и сюжетно-ролевых, и с куклами.
Надеюсь, что этот материал окажется вам полезным и обогатит развивающую среду в вашей группе, даст толчок к поиску новых приёмов работы с детьми.
Во время учебного года не всегда есть время фотографировать кукол, поэтому прилагаемые фотографии не отражают все кукольные роли. На фото: «Лето», «Царица» (тема «Санкт-Петербург», «Туристы» (тема «Санкт-Петербург», «Семья на параде» (с плакатами «Бессмертного полка»).