Марина Мамонтова
Использование кроссвордов со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование кроссвордов со старшими дошкольниками»
Из большого количества технологий в ДОУ особенно привлекательны игровые, которые способствуют повышению эффективности образовательной деятельности и поддержанию интереса у детей.
Игровая технология в современном ДОУ строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. И, здесь, особенно хочется выделить решение кроссвордов.
Темочки:
Кроссворд в переводе «Перекресток слов», - это развлечение, использующееся, как средство активизации мыслительных процессов. Работа с кроссвордами достаточно интересна и для воспитателей и для дошкольников. Ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Решение кроссвордов - это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка - необходимая часть воспитания разносторонней личности.
Нельзя не отметить, что работа в ДОУ с использованием кроссворда может осуществляться только при условии, что у детей присутствуют определённые знания букв алфавита и достаточно высокий уровень развития звуковой культуры речи. Как же научить детей отгадывать кроссворд?
Работа по методу кроссвордов проводится по следующим этапам:
На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд, предлагается внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клетки. На этапе обучения буквы записывает педагог. Дети более старшего возраста и знающие алфавит, могут делать это сами. Необходимо также познакомить детей с основными правилами:
- начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного слова;
- каждая клетка предназначена только для одной буквы;
- слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда.
На данном этапе работы с кроссвордами от воспитателя требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения.
На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. На данном этапе организация работы может быть разнообразной:
- фронтальная, с целью формирования интереса к раскрываемой теме (например, воспитатель предлагает детям «Угадайте, какое слово спрятано в этих клеточках, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии»);
- по подгруппам, с целью закрепления изученного материала, полученных знаний (принцип соревнования);
- индивидуальная (разгадывание загадок и внесение ответов в клеточки кроссворда).
На третьем этапе дети учатся самостоятельно или при помощи воспитателя составлять элементарные кроссворды.
Если дети научатся с удовольствием решать кроссворды и головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая кроссворды, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить
начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению кроссвордов, может стать частью подготовки к школе. И дело не только в том, что такие головоломки развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.
Процесс отгадывания кроссвордов, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу. (Эльконин Д. Б.)
ПРИМЕРЫ РАЗНЫХ ВИДОВ КРОССВОРДОВ
I. Кроссворд, состоящий из названий предметов и явлений природы
II. Кроссворд на основе обобщающих понятий
III. Кроссворд на основе слов-терминов
IV. Кроссворды с использованием загадок
V. Кроссворд по первым буквам слов-отгадок
VI. Кроссворд с использованием звуковых моделей слов
VII. Кроссворд с использованием картинок
VIII. Кроссворд (по иллюстрациям)