Получи документы

Использование книжки-самоделки в речевом творчестве старших дошкольников

Анжела Алексеева
Использование книжки-самоделки в речевом творчестве старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Обосновать возможность использования книжки-самоделки в речевом развитии старших дошкольников.

Гипотеза: Книжки-самоделки являются эффективным средством речевого развития старших дошкольников т. к. они способствуют повышению читательского интереса и развитию художественного восприятия и развитию речевого творчества.

Темочки:

1. Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания. Это нужно учитывать в работе с детьми. По мнению исследователей детской речи (А. Н. Гвоздева, К. И. Чуковского и др.) самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества. Доказательством этому служит явление словотворчества, наблюдаемое у детей в возрасте 2-5 лет, интерес детей к сочинительской деятельности. Способность детей к сочинительству доказана в исследованиях О. Н. Сомковой, О. С. Ушаковой, Л. М. Гурович.

2. Исследования Е. А. Флериной и других авторов дают возможность сделать следующие выводы: основной мотив любой детской деятельности (игра, рисунок, лепка, составление рассказов, потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества; ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле-выборе темы рисунка или рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного. Л. С. Выгодский в своих исследованиях также подметил появление в дошкольном возрасте замысла, что меняет характер деятельности и этот новый тип деятельности есть не что иное как переход к творческой деятельности. А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и потому развивается способность к творческой деятельности.

З. Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

Различные тексты детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так, а им хочется рассказать взрослым или сверстникам о чем-либо для них интересном значительном. Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Такая форма работы позволяет сделать детям - целую серию открытий.

Первое открытие: любое сообщение можно записать.

Второе открытие - записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду, показать друзьям и знакомым по поводу и без повода.

Постепенно у детей формируется представление об их личных достижениях и успехах и это третье открытие для ребенка-дошкольника. Он начинает понимать, что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых. Что бы произошло это открытие очень важно как относятся взрослые к творческой деятельности ребенка - что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы т. е. учиться грамоте, чтобы записать свой рассказ,научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления произведения т. е нарисовать иллюстрации, подобрать картинки, фотографии,аккуратно наклеить или вырезать, создать композицию и т. д. Следующее открытие уже относится ко взрослым - чтобы не тратить неимоверно много усилий для развития у детей умения составлять логически последовательно выдержанный рассказ нужно идти вслед за ребенком, всячески поощрять его интересы к различной деятельности: рисование, ручной труд конструирование и создавать условия для творческой деятельности ребенка.

Что необходимо для начала работы с детьми по изготовлению книжек -самоделок?

1. Создание условий для организации работы по книгоиздательству и детской журналистике.

2. Знание методики развития связной речи у детей дошкольного возраста.

3. Желание, энтузиазм, терпение взрослых.

Создание условий для организации работы по изготовлению книжек-самоделок :

-линованная и белая бумага разного формата;

-изобразительные и пишущие средства;

-заготовки обложек;

-картонные рамки для формирования будущих книг

-дырокол, степлер, шнурки, тесемки, ленточки для скрепления листов;

-клей, ножницы, блокнот журналиста

-полка для хранения готовых книг;

-образцы книг разного вида

-цветная бумага, картон, трафареты т. д.

Материальные условия являются частью необходимой, но не достаточной для начала работы. Немаловажное значение имеет содержательная сторона жизни ребенка в группе и дома, её наполненность яркими, эмоционально насыщенными событиями и делами. Яркие впечатления для детей это неожиданные праздники, экскурсии, встречи с разными людьми, необыкновенные дела, наблюдения с привлечением образного слова, что содействует появлению выразительных описаний в собственном детском словесном творчестве.

Наблюдения обогащают детей свежими жизненными впечатлениями, к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий, как по речевому творчеству так и изобразительному. Для того, что бы углублять представления детей, создавать у них интерес к теме предстоящей деятельности наблюдения жизни дополняются художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становятся важным источником речевого и изобразительного творчества.

Дети любят иллюстрировать сказки, различные истории. Они отражают в рисунках свои переживания, мысли, чувства. Дети никогда не рисуют молча, рисунки они дополняют рассказом, поэтому так важно и нужно соединить изобразительное и литературное творчество детей и трудовую деятельность.

Такое сочетание увеличивает возможности творческой деятельности ребенка.

Для воспитателя появляются такие нетрадиционные формы работы с детьми, как книгоиздательство и журналистика и новая тема в работе с семьей т. к можно предложить родителям сделать книжку - самоделку дома. Предметом создания этих книг могут стать различные домашние события, и в её изготовлении могут принять участие все родственники, а ценителями домашнего шедевра близкие родственники и дети в группе.

Дети привлекаются не только к изготовлению книг-самоделок, но и к разработке их содержания. Дети узнают, что книги могут быть разными не только по оформлению, но и по содержанию: книга сказок, куда записываются сказки и волшебные истории, придуманные детьми и рисунки детей к ним; книга загадок с текстовыми загадками или рисунки-загадки; книга увлечений заполняется по мере увлечения детей группы чем либо, календарики, вкладыши, марки; справочник, книга открытий куда можно заносить открытия сделанные ребенком в центре экспериментирования и в повседневной жизни (первый цветок мать-и-мачехи тоже открытие) книга лекарственных растений и красная книга природы, книга со смешными высказываниями детей групповая книга-альбом с фотографиями и стихами и т. д.

Такая работа по творческим разработкам содержания книг способствует знакомству детей с различной литературой, повышает их читательский интерес, а также желание не только узнать о чем книга, но и как она сделана, как сочетаются иллюстрации и текст книги.

Поскольку становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение, восприятие, речь - целесообразно применять в работе различные методы и приемы усложняя их по мере овладения:

-красочные обложки

-пятистишия

-игра «На что похоже» это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т. д.)

-игра «Превращалки» (пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок одуванчика и т. д.

-игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде Дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.)

-игра «Перевертыши»

-«Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т. д.)

-придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю в которой есть такие персонажи

-Маша, велосипед, медведь, грибы, заяц, конфета.

-«Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей)

-оживление обычных предметов (можно оживить самые различные предметы. которые окружают нас - стол, пылесос, ложку,вилку,мыло и др.)

-введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше)

-что было бы,если бы -игра «Вопрос-ответ» (учит быстро находить ответ на любой вопрос)

-игра «Доскажи словечко» -

На лугу среди ромашек

Поднялся переполох,

Оттеснил семью ромашек,

Великан…. (чертополох)

-составление рассказов по схемам и опорным картинка

Вывод: Для развития речевого детского творчества можно использовать такой вид работы как книжка-самоделка, но для этого необходима кропотливая повседневная, планомерная работа, как со всей группой, так и индивидуально. Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, рисовать, изготавливать книжки- самоделки, чтобы они получали удовлетворение от своей работы, чтобы их тянуло к карандашу,книге, бумаге и другим предметам для детской творческой деятельности. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, рисунки к ним яркими и разовьет в них вкус, чувство прекрасного в жизни.

Рекомендации для воспитателей:

-заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью, используя для начала рассматривание различных книг и книг самоделок других детей.

-организовать в группе вместе с детьми уголок книгоиздательской деятельности,

-сделать вместе с детьми первую книжку-самоделку,

-провести занятие по типу «Открытие» Как родилась книга.

-привлечь родителей к этой работе, собрать фотографии и сделать книгу-альбом «Мы и наша группа».

-предложить детям самим сделать книгу с иллюстрациями и рассказами о своем дне рождения или любой другой темой близкой для детей

-поддерживать интерес детей к этой творческой деятельности,используя различные методы и приемы, описанные выше.

Публикации по теме:

«Что я знаю о семье». Книжки-самоделки«Что я знаю о семье». Книжки-самоделки Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование книжки-самоделки в речевом творчестве старших дошкольников
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 19:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование книжки-самоделки в речевом творчестве старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Алексеева (УИ 168731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД