Екатерина Сергеевна Абибулла
Использование интерактивных заданий для интерактивной доски ActivBoard, разработанных в программном обеспечении ActivInspire
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество невозможно представить без развивающейся системы образования. Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) одним из основных направлений развития воспитания является: создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях воспитания и социализации детей.
В связи с этим, возникла потребность в создании и применении таких педагогических технологий, при использовании которых обучение происходит за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации, что обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности и заинтересованности в образовательном процессе.
Перед педагогами встает стратегическая задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов детской деятельности, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: образовательных, индивидуальных, конструктивно-исследовательских, организационно-проектных. В связи с чем, все больше внимания уделяется подбору необходимых форм, приемов, средств и методов подачи материала, где интерактивные средства обучения становятся одним из наиболее эффективных инструментов образовательной деятельности.
В настоящее время особенной популярностью у педагогов дошкольной организации пользуются интерактивные доски. Их применение в дошкольных образовательных организациях делает учебную программу более захватывающей и познавательной. Интерактивная доска помогает с легкостью привлечь внимание ребенка к чему-то новому и неизвестному. Перед педагогом открываются большие возможности для моделирования различных ситуаций, а также возможность использования интерактивной доски в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из таких областей является формирование математических представлений.
Математические представления являются средством математического развития ребенка. «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний», – отмечал доктор психологических наук Л. А. Венгер. Поэтому в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способы обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.
Использование интерактивных заданий, разработанных в программном обеспечении ActivInspire для интерактивной доски ActivBoard, при организации непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, способствует:
развитию количественных представлений, например, для этого в программном обеспечении ActivInspire есть возможность перетягивания объекта с одного места на другое как рукой, так и стилусом. Ребенок старшего дошкольного возраста может расставить числа в прямом или обратном порядке, перетянув каждую цифру в свое окошко, при этом если ребенок перетянул цифру не на то место цифра вернется на свое исходное положение (функция «Контейнер», таким образом, ребенок поймет, что перетянул цифру не на то место, и исправит свой ответ. Это позволит ребенку самостоятельно исправлять свои ошибки, сохранив положительный настрой на занятие и лучшему усвоение материала;
обучению решения и составления простых арифметических задач, с помощью заданий, разработанных в ActivInspire функции «шторка» или «волшебная труба». Ребенку предложено решать арифметические примеры (сложение и вычитание простых чисел). Решив пример, ребенок может проверить свой ответ, перетянув пример через трубу и тогда сам пример исчезает, а появляется ответ. Такой сюрпризный момент позволяет ребенку вовлечься в процесс, появляется интерес к вычислительной деятельности, тем самым происходит лучшее запоминание материала;
формированию понимания пространственных отношений, например, в задании, разработанном в ActivInspire с помощью инструмента «фигура» или инструмента «Перо». Ребенку предложено нарисовать геометрические фигуры в определенном месте на странице (верхний правый угол, нижний правый угол, по центру, нижний левый угол, верхний левый угол). С помощью стилуса и инструмента «Перо» ребенок сам может нарисовать фигуру, а за счет функции «распознание текста» не всегда ровно нарисованная фигура ребенком преображается правильную геометрическую фигуру. Также ребенок может нарисовать фигуру с помощью инструмента «рисование фигур» ребенку необходимо выбрать сразу верную геометрическую фигуру из предложенных и разместить в нужном месте. Таким образом, у ребенка развивается умение ориентироваться на ограниченной площади, при этом ребенок испытывает уверенность в себе, зная, что фигуры, нарисованные им, будут правильной геометрической формы;
умению обследовать и зрительно выделять признаки и свойства предметов, например, в задании, разработанном в ActivInspire с помощью инструмента «лупа», ребенок во время выполнения задания сможет определить, что спрятано за тем или иным предметом, например за треугольником спрятан кусок пиццы, за кругом – тарелка, за квадратом – часы;
формированию умений соотносить предметы бытового обихода с формами геометрических фигур, например, в задании, разработанном в ActivInspire с помощью функции «контейнер», ребенок может разложить предметы бытового обихода по ведеркам по их количеству и в соответствии с геометрической фигурой этого ведёрка. Играя, у ребенка происходит развитие геометрической зоркости: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, а также может закрепляться умение количественного счета;
формированию способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, например, в задании, разработанном в ActivInspire, с помощью инструмента «прожектор». «Прожектор» затеняет страницу, но оставляет «подсвеченной» небольшую ее часть, так ребенок может на темной странице искать предметы, например, одной формы, и сосчитать их, затем отключив «прожектор» проверить все ли предметы ребенок нашел, тем самым совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное;
формированию умений сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, развитию глазомера, например, в задании, разработанном в ActivInspire с помощью инструмента «линейка» и возможности перетягивания предметов. Так ребенок может расставить фигуры по величине от большего к меньшему, методом наложения предмета друг на друга или использовать инструмент линейка.
Интерактивная доска ActivBoard предполагает коллективное участие детей в игре, так как действовать дети могут не только по очереди, но и общими усилиями, добиваясь нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор, это все способствует развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Такую возможность использования интерактивной доски ActivBoard сразу несколькими детьми дает многопользовательский режим, обеспечивающийся инфракрасными датчиками, которые регистрируют жесты и движения пальцев, преобразуя их в цифровые действия.
В литературе выделяют следующие необходимые условия для создания интерактивных заданий является [13]:
наличие «феномена удивления», раскрепощение детей, которое осуществляется за счет возможности добавлять картинки, фильмы и звуки к страницам флипчарта программного обеспечения ActivInspire;
вариативность, которая осуществляется за счет возможности выбора различного инструмента программного обеспечения ActivInspire;
интерактивность, которая осуществляется за счет возможности выбора средств программного обеспечения ActivInspire («контейнер», «звуковая подсказка», «прожектор», «волшебные чернила», «шторка», позволяющие получить ответную реакцию или подсказку на действия при выполнении заданий ребенком.
Все это позволит ребенку старшего дошкольного возраста с заинтересованностью включаться в образовательный процесс и достигнуть высокий уровень активности на занятиях по формированию элементарных математических представлений, что и будет способствовать более успешному усвоению учебного материала.