лариса муракаева
Использование информационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников одно из актуальных направлений в дошкольном учреждении в условия введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Публикация «Использование информационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через все образовательные области:
• образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» формирует уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• образовательная область «Познавательное развитие» нацелена на расширение кругозора, формирование представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о художественной, этнической культуре;
• образовательная область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы;
• образовательная область «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» нацелена на понимание произведений искусства (музыкального, изобразительного, мира природы, фольклора;
Патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс, основа развития нравственных чувств ребенка, формирования будущего гражданина и любви к своей Родине. А любовь к Родине начинается с отношений к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу, родному краю.
В планировании образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми нашего дошкольного учреждения используются информационные технологии, которые способствуют обогащению представлений детей об окружающем мире, повышают мотивацию к обучению, развивают внимание и способность к прогнозированию результата своих действий.
Одними из таких форм стали: мультимедийные презентации, развивающие и обучающие программы.
Мы предлагаем систему работы по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста регионального компонента нашей основной образовательной программы средствами информационно-коммуникационных технологий.
Цель работы: воспитание социально-активных, самостоятельных, творчески развитых личностей – будущих граждан России.
Для достижения цели были реализованы следующие задачи:
• формирование у детей чувства любви к своему дому, к своей малой Родине – Новокузнецку, Кемеровской области - Кузбассу; через приобщение к их истории, культуре и традициям;
• формирование бережного отношения к ее историческому и культурному наследию;
• воспитание патриотизма, уважения к старшим и сверстникам средствами: эстетического воздействия, художественным словом, музыкой, искусством;
• воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики города, области.
При выстраивании образовательной деятельности учитывали следующие принципы:
• принцип доступности;
• принцип дифференциации;
• принцип учета возрастных особенностей при отборе содержания, методов и приемов работы;
• принцип эмоционально – психологической комфортности;
• принцип системности;
• принцип личностного ориентирования (уважение к личности каждого ребенка);
• принцип интегративности.
В работе с детьми по патриотическому воспитанию применяли следующие наиболее эффективные формы и методы работы:
- использование интерактивного материала:
* рассказов познавательного характера, произведений народного фольклора, художественной литературы;
* виртуальные экскурсии по достопримечательным местам в городе;
* мнемотаблицы для заучивания стихотворений, составления рассказов своей улице, своем городе;
* кроссворды;
* викторины: «Что? Где? Когда?», «Вспомни, кто говорил такие волшебные слова…»;
* обучающие компьютерные игры по сказкам народов, живущих в Кузбассе;
* виртуальные игры – путешествия;
* мультимедийные презентации для родителей;
* познавательные спортивные досуги;
* совместное оформление с детьми выставок, книжек – раскрасок, альбомов, открыток по патриотическому воспитанию.
Вся система работы была разделена на 2 блока:
I блок: «Мой дом, мой город».
1. «Я, моя семья, мое ближайшее окружение, детский сад».
Цель: воспитывать у детей азы патриотизма : любовь к себе, своей семье, ближайшему окружению; развивать связную речь, творческие способности детей.
2. «Мой дом, моя улица».
Цель: расширение у детей представлений о своем доме, улице, формирование представления о Родине на основе ближайшего окружения (дома, по маршруту от дома до детского сада).
3. «Многообразие районов города».
Цель: знакомить детей с многообразием районов города, местоположением.
4. «Краеведческие сведения об историко-архитектурном музее «Кузнецкая крепость».
Цель: познакомить детей с историческим прошлым города, края; расширить кругозор детей, развить эстетическое восприятие и речевую активность.
5. «Новокузнецк – его улицы, площади, памятные места».
Цель: продолжать ознакомление детей с родным городом, его площадями, памятными местами; обратить внимание детей на то, что в названии его улиц нашла отражение история целой страны, развивать мышление и память детей, воспитывать любовь к своему городу.
6. «Виды городского транспорта: наземный, воздушный, водный, железнодорожный».
Цель: познакомить детей с классификацией транспорта по видам, развивать связную речь детей, активизировать словарный запас, закрепить знания о правилах дорожного движения.
7. «Новокузнецк – город трудовой славы».
Цель: познакомить детей с предприятиями тяжелой и легкой промышленности города, воспитать уважение к труду других людей.
8. «Государственная символика: герб и флаг Новокузнецка».
Цель: познакомить детей с элементарными сведениями об истории происхождения флага и герба города, сформировать начальные представления о символическом значении флага Новокузнецка.
II блок: «Кемеровская область - Кузбасс».
1. «Кемеровская область - Кузбасс, ее значение для России».
Цель: закрепить знания о городе Новокузнецка, как части Кемеровской области; познакомить детей с географическим положением Кемеровской области, ее значением для России, природными ресурсами, расширить кругозор дошкольников, воспитать любовь к своему краю, области.
2. «Кемерово – столица Кемеровской области. Знакомство с декоративно-прикладным искусством Кузбасса».
Цель: закрепить знания детей о Кемеровской области, познакомить с городом Кемерово – ее столицей, приобщить детей к культуре и традициям русского народа, развивать творческие способности и речь детей.
3. «История возникновения, наши предки».
Цель: формировать первоначальные представления об истории возникновения края, о жителях края – наших предков, воспитывать положительное отношение к краеведческому материалу.
4. «Символы, эмблемы и гербы».
Цель: познакомить детей с элементарными сведениями истории происхождения флага и герба нашей области, сформировать начальные представления о символическом значении цвета и образов.
5. «Русские народные обычаи, праздники».
Цель: сформировать представления детей, что каждый человек принадлежит определенной культуре (традиции, обычаи, формировать интерес к культуре своего народа.
При использовании информационных технологий в образовательной работе с детьми по патриотическому воспитанию был получен следующий результат:
• высокий уровень мотивации у детей;
• повышение усвоения материала по ознакомлению детей с окружающим миром;
• развитие внимания, памяти, логического мышления и самоконтроля;
• активизация зрительного восприятия;
• умение самостоятельного приобретения знаний;
• повышение речевой активности;
• развитие творческих и интеллектуальных возможностей;
• способствует эффективности и качеству образовательного процесса.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
2. Казакова, И. Особенности патриотического воспитания дошкольников. И. – Обруч № 6, 2003. - 8-9 с.
3. Кириллина, М. Патриотическое воспитание. Дошкольное воспитание № 1, 2005. – 5-9 с.
4. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина. - Москва: АРКТИ, 2003. – 80с.
5. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Мозаика-Синтез, 2011г. – 128 с.
6. Л. А. Кулемеева. Город, шагнувший в века: сборник статей / Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя, Сектор краеведческой библиографии; – Новокузнецк, 2003. - 100 с.
7. А. Куприянов, Ю. Манаков. Природа Кузбасса. -Кемерово: ФГУПП «Кузбасс», 2004г. -72 с.
8. В. Лаврина. История Кузбасса для детей в картинках. - Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2007г. -80 с.
9. Электронные ресурсы (DVD,CD).