Лариса Васюкова
Использование информационно-коммуникативных технологий для создания стимулирующей среды обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Камышловский детский сад»
Использование информационно-коммуникативных технологий для создания стимулирующей среды обучения детей дошкольного возраста
ОО Музыка
Подготовила:
музыкальный руководитель
Васюкова Лариса Леонидовна
2013г.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий для создания стимулирующей среды обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Оформление детских садов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Бурное развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Зачастую дети быстрее взрослых осваивают возможности техники и с удовольствием ею пользуются. В соответствии с этим, использование педагогами компьютерных технологий стало естественной и необходимой частью процесса обучения и воспитания детей.
Основная цель включения в музыкальные занятия, досуги с дошкольниками компьютерных технологий - это наглядность, разнообразие, привнесение элемента удивления, необычности, современности.
Я начала вести работу по направлению использования ИКТ в музыкальном образовании с 2011 года, когда для этого были созданы все условия : куплены - мультимедийный проектор, натяжной экран, ноутбук подключенный к сети Интернет.
Все началось с личной заинтересованности.
Я предложила использовать презентации MSPowerPoint в досуговой деятельности для внесения небольшого объема познавательного материала в досуг. Так яначала применять ИКТ на досугах: «Наша армия сильна», «День Победы», «Масленица» «Выпускной» и т. д. Во время проведения утренников не всегда есть возможность быстро сменить декорацию. Использование фона, слайд-шоу на экране в глубине сцены значительно облегчает эту задачу и экономит время на «переодевание» сцены.
Например, к празднику «День России» я подготовила для просмотра детей презентацию «Мы дети России». Цель показа - сформировать знания у детей о государственной символике, традициях, прививать чувства патриотизма и уважение к своей стране. Дети наглядно познакомились с национальными символами России: гербом, флагом, значением его цветов, главными достопримечательностями столицы - Красная площадь, Кремлевские Куранты и т. д. Информационный материал презентации «Мы дети России» строился таким образом, что дети не только принимали активное участие в обсуждении, но имели возможность двигаться под музыку, петь, выполнять игровые задания. Учитывая возрастные особенности дошкольников, важным моментом являлось смена видов деятельности.
Использование ресурсов интернета дает мне возможность найти и наполнить занятия, досуги качественными изобразительными, видео- и аудиоматериалами. Просматривая видеозаписи замечательных исполнителей, обсуждая их, у детей расширяется кругозор, пополняется словарный запас, знания о музыкальной культуре, возникает интерес и любовь к музыкальному искусству.
Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Итак, как же я использую ИКТ в данный момент и конкретных видах музыкальной деятельности.
Часто проводя слушание музыки, я ловила себя на мысли, что не все дети одинаково слушают музыкальное произведение, встречается равнодушное, безразличное отношение к услышанному. Что делать? Как привлечь внимание ребенка к слушанию музыки? Пришла к выводу, что заинтересовать его можно, сделав активным участником процесса слушания музыки. Музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста развивается во взаимодействии эмоционально-интонационного восприятия и индивидуальной интерпретации ребенка. Для малыша бывает трудно рассказать о чувствах и настроениях, вызванных музыкой, соотнести их с характером музыки. Вот здесь то и смогут помочь ИКТ.
Познакомившись на занятии с каким-либо музыкальным фрагментом, дети слушают, часто в другом исполнении, и узнают его при просмотре мультфильма (например, «Детский альбом» Чайковского, «Медведь» Ребикова, «Воробей» Руббаха и т. д.).
Во время знакомства с творчеством того или иного композитора с помощью презентаций я использую портреты композитора, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т. д.
Некоторые компьютерные задания помогают детям в игровой форме закрепить понятия жанров, вспомнить прослушанные пьесы и соотнести их с изображением. Возможность показа качественного и разнообразного иллюстративного материала создает замечательный эмоционально-эстетический фон восприятия музыкальных произведений.
Музыкально-ритмические движения и танцевальное творчество.
В своей работе я использую мнемотаблицы, с помощью которых дети могут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
Дети просматривают видеозаписи, где поют и танцуют артисты балета, оперы, кино. Но неизменно живым интересом пользуются выступления других детей. Эти показы являются сильной мотивацией для преодоления трудностей у детей и желания танцевать также хорошо.
Пение.
По графическому изображению (с помощью мультимедийного проектора) дети разучивают различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнают и разучивают песни. Используя ресурсы сети Internet я значительно пополниламедиатеку с песенным репертуаром.
В музыкально-дидактических играх, цель которых развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, я использую мультимедийные презентации MSPowerPoint.Мною разработаны и предложены детям музыкальные игры «Музыкальные загадки», «Узнай инструмент», «Что лишнее», «Веселые капельки», «Три жанра музыки», «Кузнечик», «Цирковые собачки», «Полет пчелы», «Самолет», «Птица и птенчики», а также игры серии «Отгадай загадку». В компьютерном варианте эти задания выглядят более динамично, а включение анимации придает им красочности.
Игра на ДМИ
Демонстрация презентаций, разработанных мною к занятиям по изучению детских музыкальных инструментов, помогает озвучить задания, дети совместно музицируют - играя в оркестре. В режиме онлайн я предлагаю детям прослушать, а главное увидеть как можно играть на том или ином инструменте! По схемамразучивать партии в оркестре.
Информация, представленная на компьютерных дисках позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства.
Таким образом, компьютерные технологии с успехом используются мной практически во всех формах и видах музыкальной деятельности. Благодаря использованию современных технологий музыкальное занятие становится более насыщенным и интересным.
С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:
• развитиемузыкальныхспособностейдошкольников;
• дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;
• активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
• формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.
Благодаря включению ИКТ в занятие повышается познавательная активность детей, внимательность, эмоциональная отзывчивость, мотивация к узнаванию нового. Я нахожусь в постоянном контакте с детьми, выполняю задания вместе с ними и не отвлекаюсь на расстановку иллюстраций, переключение музыки. Это делает процесс обучения не только интересным, разнообразным, но и более динамичным.
Список литературы
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. –
https://pedsovet.org/
2. «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ» Учебно-методическое пособие, Москва,2012
3. Никитина Н. Н. «Организация учебного процесса с использованием
возможностей ИКТ» https://pedsovet.org/
4. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
5. Чайнова Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.