Мария Марышева
Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей применение компьютерных технологий позволяет:
-использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
-задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты, так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка, что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
-оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков;
-интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.
Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий
Публикация «Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах
Максимальная одноразовая длительность работы:
младше 5 лет не более 10 минут;
5-7 лет 15–20 минут;
7-11 лет 20–30 минут;
12-14 лет 30–45 минут;
15-16 лет 1–2 часа.
Направления коррекционной работы учителя - логопеда с использованием ИКТ
-игры для развития общей, мелкой моторики рук;
-игры для обогащения представлений об окружающем;
-игры для развития познавательной активности и любознательности;
-игры для развития когнитивных процессов;
-игры для формирования зрительно-пространственных, отношений;
-игры для развития сенсорных представлений.
Организация занятий
• Подготовительный этап.
Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных игр и упражнений. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
• Основной этап. Решаются поставленные коррекционные образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
• Заключительный этап. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения
Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры и упражнения, при этом важно учитывать образовательные возможности ребенка, его интересы и склонности.
Занятия с мультимедийной поддержкой могут включать следующие интерактивные материалы
-Фотографии
-Видеоролики
-Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов)
-Презентации
-Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов
Использование презентации на фронтальных занятиях
Создание занятия-презентации включает четыре этапа:
-разработка сюжета занятия с учетом методических
-требований к коррекционному занятию;
-отбор речевого и наглядного материала;
-техническое исполнение презентации.
Преимущества уроков - презентаций в:
-экономии времени при подготовке к занятиям;
-отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала;
-повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятиях;
-возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка;
-формировании интереса.
ВАЖНО!
Эффективная коррекция возможна лишь при комплексном подходе к ней.
Использование компьютера должно органично входить в комплекс коррекционной работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка с ЗПР.
Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение и т. д.
При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.