Людмила Круговых
Использование ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Публикация «Использование ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В настоящее время, воспитателям необходимо стремиться к тому, чтобы переложить в юные сердца нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством на протяжении многих веков, — любовь к Родине и свободе. Невозможно реализовать систему образования, если вы не понимаете традиций своей страны: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопление и сохранение предыдущего поколения, может полюбить Родину, признать Родину и стать настоящим патриотом»
Предлагаем, к вниманию свою систему работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, что вызывает у детей огромный интерес к данной теме, предоставляет детям образный тип информации, понятный дошкольникам.
Период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу открытости души, наиболее важен для формирования чувства патриотизма. Знание истории своего народа, родной культуры поможет детям, в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов
Для реализации патриотического воспитания дошкольников необходимо :
— Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
— Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
— Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
— Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Принято считать, что путь воспитания любви к Родине основан на логике «от ближнего к дальнему» — от любви к родителям (точнее, к дому, детскому саду, к улице, к городу, к любви Родины.
Патриотическое воспитание дошкольников в ФГОС включает в себя следующие задачи:
формирование нравственных и духовных качеств личности;
формирование чувства гордости за своих людей;
формирование уважения к национально-культурным традициям 17 своего народа;
формирование либеральной позиции по отношению к сверстникам, взрослым, людям других национальностей.
Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.
Например, на одном из занятий, будет продемонстрирован видеофильм о нашем городе, проведена беседа в форме рассказа — уточнения, а в заключении поставлен перед детьми вопрос: «Почему улицы нашего города носят такие названия — проспект Алексея Угарова? площадь Победы и т. д.». Заметьте, не каждый взрослый ответит на этот вопрос, а дети смогут ответить на эти вопросы, так как в видеофильме доступно и интересно рассказывается ответ на данные вопросы.
Еще в качестве варианта, можно предложить детям игры, как «Покажи герб Старого Оскола», «Собери герб города», «Где находится памятник?», которые можно проводить как посредством трансляции презентаций, так и с использованием смарт-доски, на которой ребенок может непосредственно манипулировать изображенными объектами и выполнять определенные действия.
Применение ИКТ в занятиях патриотического воспитания :
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
2. Подбор дополнительного познавательного материала.
3. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
4. Создание единой базы методических и демонстрационных материалов.
Например, одно из занятий, можно провести как ознакомление с родным городом. Занятие будет проводиться в три этапа:
1. Старый Оскол в прошлом.
2. Старый Оскол сегодня.
3. Старый Оскол в будущем.
Каждый этап включает в себя виртуальные экскурсии, видеоролики, например: «Как возник город», «Народы, населяющие город», «Достопримечательности Старый Оскол», «Моя семья в будущем», «Природа нашей области», «Наши защитники» и др.
При ознакомлении детей с городом подготавливаем презентацию о гимне, флаге, гербе. Гимн исполняется во время праздников или других торжественных событий города, закрепляем знания о Старом Осколе; воспитываем уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях. Работая с детьми по воспитанию патриотических чувств, необходимо помнить, что только положительная информация о своем народе, своей стране, своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну. В один из этапов включаются задания для детей подготовить проект : «Где работает моя мама», «Генеалогическое древо моей семьи», «От А до Я — мое будущее».
Практика показала, что использование информационных технологий помогает нам повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей.
Критериями эффективности работы по патриотическому воспитанию дошкольников с применением ИКТ считаю следующее:
-положительную динамику личностного роста детей – развитие у детей чувства собственного достоинства, ощущения сопричастности к жизни семьи, детского сада, города, страны;
-повышение их информационной осведомленности – дети больше узнают об окружающей действительности, об истории города и страны, о природе и пр. ;
- возрастание интереса детей, их родителей к истории и культуре родного края – в ходе работы возникают вопросы, желание больше узнать о крае, в котором проживаешь. Тесная взаимосвязь с родителями является важным условием нравственно-патриотического воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
-развитие социальной активности детей — участие в мероприятиях, приуроченных к народным праздникам, к Дню Победы, Дню города и другим праздникам.
Таким образом, различные формы организации педагогического просвещения с помощью информационно – коммуникативных технологий способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным. Презентации позволяют включать различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний. Использование ИКТ позволит в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.