Лариса Прокопенко
Использование ИКТ для повышения интереса детей к физкультуре и здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ для повышения интереса детей к физкультуре и здоровому образу жизни
инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 64 Прокопенко Л. А
педсовет 15 декабря 2021 год
«Если сегодня мы будем учить так,
как учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Дж. Дьюи
СЛАЙД №1
Актуальность педагогической технологии
Публикация «Использование ИКТ для повышения интереса детей к физкультуре и здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни человека. В эти годы идет интенсивное развитие организма, закладываются основы умственного, нравственного, физического развития. Однако в последние десятилетия выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья дошкольников. Именно поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни - необходимое условие для решения этой приоритетной задачи. Возникает вопрос, какие технологии, методы и приемы наиболее эффективно помогут научить ребенка заботиться о своем здоровье, обеспечить его активную позицию в процессе получения знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни. Мышление дошкольников носит конкретный, образный характер, их внимание неустойчиво, а это значит, что в процессе обучения обязательно должен использоваться доступный, красочный, разнообразный наглядный материал. Поэтому в своей работе с детьми по формированию основ здорового образа жизни необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии.
СЛАЙД №2
Достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы и привития навыков ЗОЖ заключаются в том, что:
-делают процесс более современным, разнообразным, насыщенным;
-оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
-обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
-способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
-позволяют наиболее качественно осуществлять системы диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
-используются в различных формах и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
СЛАЙД №3
Формы использования ИКТ в совместной деятельности с детьми:
— презентации обучающего и развивающего вида (физические упражнения, гимнастика, виды спорта, история олимпийских игр, здоровый образ жизни и др.);
— непосредственно образовательная деятельность в игровой форме;
— спортивные развлечения, досуги, праздники.
Применение средств ИКТ способствуют лучшему усвоению материала, так как вызывают огромный интерес у детей, (за счет включения в процесс всех каналов восприятия – зрительного, слухового, механического и эмоционального, а так же активизируют внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Применение данных технологий даёт возможность моделировать различные сюжеты и ситуации. Занятия с использованием ИКТ вызывают огромный интерес у ребят и надолго остаются в памяти. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость результатов реализации данной технологии для образовательной деятельности
Основная цель введения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на физкультурных занятиях : оказание комплексного воздействия на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, повышение интереса к спортивным мероприятиям.
На мой взгляд, наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа-подход, который основан на взаимном дополнении различных технологий.
Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на физкультурных
занятиях», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что бес ИКТ невозможно обойтись в работе с детьми.
Применение компьютерной техники позволяет внести новизну в физкультурное занятие, сделав его привлекательным и по - настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты.
СЛАЙД №4
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные технологии решают ряд задач:
- игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала и интерес к обучению;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
- проблемные задачи и поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи;
- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей;
СЛАЙД №5
Технологичность, новизна разработанной технологии, возможность использования в образовательном процессе
Сегодня, я бы хотела рассказать в каких направлениях я, как инструктор по физической культуре, использую ИКТ, и что это даёт для повышения качества образования?
В своей педагогической деятельности я уже давно использую информационные компьютерные технологии:
-составляю планирование в электронном виде;
-оформляю диагностику физической подготовленности детей в виде схем, диаграмм, графиков;
-составляю картотеки, методические материалы, педагогические проекты, которые впоследствии вывожу на принтере и оформляю в рабочие папки, портфолио.
Свои материалы я так же публикую на различных сайтах (проекты, сценарии, консультации для родителей, делюсь опытом работы и др., за что получаю свидетельства о публикации, которые мне пригодятся при аттестации.
СЛАЙД №6
Мой опыт использования ИКТ по физическому развитию.
Я заметила, что дошкольникам стали менее интересны «традиционные» занятия физической культурой, поэтому в своей работе я начала применять ИКТ, что позволило мне повысить к ним интерес.
Чередование на экране демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Электронные презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасным наглядным средством при проведении мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно.
Для формирования системы знаний в области физической культуры и спорта, потребности в здоровом образе жизни, для повышения качества ФОР в ДОУ мной используются информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. На различных сайтах (maam, «Планета детства», «Физкульт-Ура», «Фестиваль педагогических идей», «Солнышко» и др.) я нахожу консультации для педагогов и родителей, сценарии спортивных праздников, досугов и развлечений, сценарии игр-занятий как, например: «Спортивная азбука в картинках»; «Секреты здоровья»; «Зачем чистить зубы», «Если хочешь быть здоровым», «Виды спорта», «Тело человека», «Глаза - помощники человека», «Чем мы дышим», «Что нужно делать, когда болеешь?». Задача такой методической работы: расширить знания детей о здоровье и здоровом образе жизни при помощи совместных мероприятий с воспитателями и с родителями.
Для решения основных задач физического воспитания дошкольников я включаю информационно-коммуникационные технологии во все виды физического воспитания.
СЛАЙД №7
Медиа занятия проводятся в физкультурном зале с использованием компьютера, как в начале физкультурного занятия для повышения мотивации, так и в процессе занятия с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.
СЛАЙД №8
Применение ИКТ на занятиях по физической культуре:
В водной части занятия использую презентацию или мультфильм для создания мотивации у детей («Помогите мальчику Вове», «Путешествие в джунгли», что позволяет создать определенный настрой.
Иногда герои сказок, мультфильмов с экрана обращаются к детям за помощью : как можно поиграть с мячом, для чего нужна гимнастическая скамья и т. п. И воспитанники групп составляют план решения проблемы, выполняют различные движения в соответствии с просьбой.
Во время общей физической подготовки организма (ходьбы и бега) использую только музыкальные произведения, без экрана, руководствуясь техникой безопасности: во время ходьбы и бега дети не должны отвлекаться.
Чтобы разнообразить комплексы ОРУ на занятии по физкультуре, использую мультимедийную гимнастику: «Весёлая зарядка», «Виноватая тучка», «Аэробика для Бобика», «Гимнастика с инопланетянами». Включаю упражнения с обручами, гимнастику на фитболах. Ритмичная музыка, помимо поднятия настроения, задает такт движениям, помогает не выбиваться из заданного темпа, улучшает настроение, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений. Дети с огромным удовольствием выполняют движения вместе с героями мультфильмов.
СЛАЙД №9
В основной части физкультурных занятий использую :
-презентации и слайды обучающего типа «Спортивная азбука в картинках»;
гимнастика для глаз «Весёлое солнышко»; дыхательная гимнастика «Ветерок», «Насос»; самомассаж «Дождик», «Ладошки»; пальчиковая гимнастика «Поиграем с пальчиками»;
- презентации и слайды для коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия;
- короткие фрагменты мультфильмов для выполнения спортивных эстафет: «Снежные дорожки», «Кто первый», «Шайбу! Шайбу!»;
-музыкальные диски спортивной тематики;
СЛАЙД №10
-мульти-сказки для упражнений игрового стретчинга, что способствует повышению качества выполнения упражнений. Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку определенных мышц, связок и сухожилий, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, снижают мышечное напряжение, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. В основе игрового стретчинга имитационные, образно-подражательные движения, позволяющие осуществлять смену двигательной деятельности, сочетать динамические и статические упражнения. Эти упражнения я использую в занятиях по адаптивной физической культуре.
На физкультурных занятиях разучиваем с детьми упражнения игрового стретчинга, а потом предлагаю детям придумать упражнения с имитацией животных или сказочных героев. Далее, я их снимаю, монтирую мульти-фильм и дети, глядя на экран, выполняют упражнения придуманные ими же. При разучивании новых видов основных движений практикую показ слайдов с изображением алгоритма их выполнения.
В основной части занятий я использую часто музыкально-подвижные игры, игры на ускорение: «Три хлопка», «Делай как я», «Мы пойдем». Глядя на экран дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом игры и ритмом.
В заключительной части занятий использую :
-релаксационные упражнения под тихую и спокойную музыку;
-игры малой подвижности под спокойную музыку,
- игры-имитации под музыку: «Звездочки и роботы», «Бабочки и жуки», «Медведи и пчелы» (дети, слушая музыку, имитируют движения соответствующих персонажей);
-самомассаж под музыкальное сопровождение;
-логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение, включая проговаривания текста детьми.
СЛАЙД №11
Информационно-коммуникационные технологии я использую не только на физкультурных занятиях с детьми, но и для организации и проведения спортивных досугов, праздников, спортивных игр и развлечений, Дней здоровья. На сайте ДОУ периодически я размещаю фотоотчеты о проведённых спортивных мероприятиях, спортивной жизни дошкольников в ДОУ : «День защитника Отечества», «Праздник Нептуна», «Зимние развлечения», «День защиты детей», а также консультации для родителей о проведении спортивных игр и развлечений вместе с детьми дома: «Спортивные игры в зимний и летний период», «Вместе с семьей на спортплощадку» и т. д.
Информационно-коммуникационные технологии использовались для дистанционного обучения во время пандемии для проведения физкультурных занятий детей вместе с родителями в домашних условиях.
СЛАЙД №12
В индивидуальной работе с детьми я также использую ИКТ. Для лучшего усвоения техники выполнения упражнений я подготовила несколько слайдов, на примере выполнения упражнений детьми я показала, как правильно выполнять упражнения, например, бросок мяча в корзину, лазание по гимнастической стенке и подвесной лестнице, висы на кольцах, прижки на батуте. На слайде видно положение туловища, рук, ног, как правильно взять мяч. Можно использовать слайды вместо традиционных схем.
СЛАЙД №13
В своей кружковой работе «Тропинка здоровья», я подобрала цикл занятий с применением ИКТ, используя мультимедийные занятия по обучению детей специальным физическим упражнениям, составленных на основе наглядных картинок и дидактических игр коррекционной направленности. Эти занятия проводятся с детьми со сложной структурой заболевания и с ОВЗ.
СЛАЙД №14
Таким образом, достигается ряд положительных эффектов: эмоциональное обогащение занятия; психологически облегчается процесс усвоения; расширяется кругозор ребенка. Данная деятельность находится в стадии реализации.
Направленность технологии на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических
разработок, реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс, повысить профессиональный уровень педагога
Начиная работу над данной технологией, я столкнулась с необходимостью подробного изучения инструментария программного обеспечения по созданию презентаций, видеороликов, графических, текстовых редакторов. Освоила приемы работы с мультимедийным оборудованием.
В педагогической деятельности я также активно использую информационные компьютерные технологии:
- планирование образовательного процесса по физической культуре;
- разработка физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;
- разработка мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.
В дальнейшем планирую продолжить работу над данной технологией по следующим направлениям:
• организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
• реализация проектов;
• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
СЛАЙД №15
Сегодня во многих детских садах необходимо и целесообразно использовать ИКТ на занятиях по физической культуре, что делает занятия по-настоящему привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации.
Но, ИКТ на физкультурных занятиях и других мероприятиях с детьми, направленных на формирование ЗОЖ, нужно использовать в меру. ИКТ я использую не на каждом занятии и не в большом количестве одновременно, а применяю в процессе организованной образовательной деятельности один прием, соблюдая принцип «от простого к сложному», то есть постепенно. На одном занятии – упражнения игрового стретчинга с показом презентации; на другом – демонстрация на экране алгоритма выполнения основного движения; на последующих занятиях – музыкально-подвижная игра и т. п.
Таким образом, все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. А использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка простым и эффективным, создаёт условия для лучшего сотрудничества и взаимопонимания между педагогом, ребёнком и родителями.
СЛАЙД №16.
В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного учреждения возможно и целесообразно использовать ИКТ для привлечения интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Данные технологии позволяют делать совместную организованную деятельность педагога с детьми по – настоящему интересной и привлекательной, яркой и эмоциональной для детей. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Использование ИКТ в физическом воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
Главная роль в физическом воспитании всегда останется за инструктором по физической культуре!
СЛАЙД №17
Спасибо за внимание!