Валерия Русина
Использование игрового массажа и самомассажа в коррекции речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Все чаще в логопедической практике у дошкольников, посещающих группы для детей с нарушениями речи, наблюдаются артикуляторные расстройства, обусловленные микроочаговыми поражениями коры головного мозга, которые можно охарактеризовать как стертую дизартрию.
Стёртая дизартрия – расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речи. У детей со стертой дизартрией наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодической организации речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц артикуляторного аппарата, которые отрицательно влияют на формирование фонематической, а также лексико-грамматической стороны речи (Лопатина Л. В., 2004). Проявления стёртой дизартрии часто обусловлено разнообразными нарушениями тонуса речевой мускулатуры – спастическим или паретическим состоянием отдельных мышц речевого аппарата.
Публикация «Использование игрового массажа и самомассажа в коррекции речевых нарушений дошкольников» размещена в разделах
Одно из направлений коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста - развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики. В своей работе я использую элементы игрового массажа и самомассажа.
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Игровой массаж – это массаж, который направлен на работу с общескелетной мускулатурой, развитие мелкой моторики. Педагог вначале демонстрирует выполнение приемов самомассажа (взаимомассажа, опираясь на стихотворный текст, а затем выполняет их вместе с детьми. В некоторых упражнениях массажные действия выполняются на спине друг друга.
Целью логопедического игрового массажа и самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:
- это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи;
- развития межполушарных связей;
- развития мелкой моторики;
- нормализации мышечного тонуса и эмоциональной сферы детей;
- релаксации.
Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях детского сада. Его может использовать как учитель-логопед, так и воспитатели в режимных моментах.
Выполняя самомассаж и игровой массаж в виде игры, ребята познают свое тело, учатся помогать друзьям, развивают тактильные ощущения и воздействуют на свои мышцы. При проведении такого массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику, снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему. Он способствует социализации детей, формирует у детей доверительные отношения и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию речи. Стихи и песенки, под которые ребята выполняют упражнения, быстро запоминаются, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
Такой вид деятельности ребята с удовольствием выполняют в режимных моментах, во время НОД вместо физминуток.