Гульназ Фатхиева
Использование игротерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения эмоционального состояния являются причиной многих трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.
Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств гармонизации эмоционального состояния дошкольников.
Публикация «Использование игротерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» апрель 2021
Использование игры в психологической практике получило название игротерапия. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игротерапия является ведущим средством гармонизации эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте заключаются в осваивании социальных форм выражения чувств; изменении роли эмоций деятельности ребёнка; формировании эмоционального предвосхищения; чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными; формировании высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических.
Эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста заключается в его отрицательном самочувствии, формировании тревожно - пессимистических личностных ожиданий, неуверенностью, чувством незащищенности, страхом в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
Оно вызывается следующими причинами:
- неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками;
- недостатком тепла, ласки;
- разлада между членами семьи;
- отсутствием тесных эмоциональных контактов с родителями.
Игровая терапия как метод коррекции эмоциональных состояний детей, включает в себя игру, как оптимальный способ взаимодействия ребенка с окружающим миром. Характерные особенности игры:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление чего требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
3. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также
проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачи игровой терапии :
- облегчение психологического страдания ребенка;
- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»;
- коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
- коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Возможности игровой терапии :
-предупреждение развития у детей нервно-психических патологий: снятие болезненного внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим и аутоагрессивных тенденций;
- коррекция поведенческих проблем;
- развитие творческого потенциала.
Основные принципы педагога-психолога, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие, понимание.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для гармонизации эмоциональной сферы детей, т. к. она ещё не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создаётся в игротерапии.
Как правило, эмоциональные дети не сообщают о своих проблемах
открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о очень эмоциональных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.
Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Нельзя подгонять и торопить их.
Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свои эмоции. И даже если он приписывает их не себе, а
вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Очень полезно применять в работе с детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особые негативные эмоции ребенка. Дети с негативными эмоциями боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. Желательно при работе с детьми, имеющими негативные эмоции использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию.
Еще один способ снятия излишней эмоциональности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых, игра принесет им еще больше удовольствия.
Работая с детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, безболезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. Как известно именно с ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. В этих случаях можно использовать щит, который держит взрослый или другой ребёнок и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т. п. Этот приём можно менять в зависимости от условий.
Рекомендации родителям, воспитателям по профилактике негативных эмоциональных состояний детей в дошкольном возрасте :
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться,
выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Литература.
1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. [Текст] / Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990.–145с.
2. Диагностика и коррекция эмоциональных состояний ребёнка. [Текст] / Казань. : – 2001. –254с.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. – М. : Логос, 2002. [Текст] / И. А. Зимняя – 384 с.
4. Панфилова, М. А. Игротерапия общения [Текст] / М. А. Панфилова. – Москва: Издательство ГНОМиД, 2002. –160с.
5. Усова, А. П. Психология и педагогика игры дошкольников [Текст] / А. П. Усова. - Москва, 2002 .– 132с.
6. Эльконин Д. Б. Психология игр [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, –1978. – 138с.