Наталья Ассонова
Игры с военно-патриотической тематикой и их роль в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр с военно-патриотической тематикой
в процессе гражданского воспитания
детей старшего дошкольного возрас
та. [/b]
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т. д.
Публикация «Игры с военно-патриотической тематикой и их роль в воспитании детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
В настоящее время возникло противоречие между обновленными требованиями общества к формированию гражданственности у подрастающего поколения и результативностью этого процесса в детских дошкольных учреждениях, между существующей системой методов и форм организации воспитания и ее несоответствием современным условиям.
Процессы становления и развития системы гражданского воспитания детей дошкольного возраста необходимо интегрировать в игровые виды детской деятельности, т. к. игра является жизненной потребностью ребенка и средством его всестороннего развития. Однако, можно отметить, что задачи гражданского воспитания решаются в основном через регламентированную деятельность. Возможности сюжетно-ролевой игры не используются в полной мере, она часто недооценивается со стороны педагогов и родителей. Как показали наблюдения за играми детей группе, темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редки, становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультипликационных сюжетов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты (человек-паук, черепашки-ниндзя, бригада, роботы и т. д.).
Все это позволило мне считать, что использования сюжетно-ролевой игры как средство гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста актуальной.
Проанализировав игры детей я решила, осуществить адекватное педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, и построила свою работу по 3 этапам.
Первый этап – обогащение сюжета военно-патриотических игр.
На первом этапе я расширяю представление детей о реальном мире, о истории нашей Родины, о героических подвигах людей.
Один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения является художественная литература. Я дифференцировала детские произведения по жанру (сказки, рассказы, былины, повести, стихи) и содержанию (героических поступках, взаимоотношения между людьми).
В первую группу вошли произведения, которые обогащали представления у детей о мужских профессиях в нашей армии. Особое место заняли рассказы об истории создания армии. Знакомство с художественными произведениями, рассказывающими о жизни военных, достигали поставленной цели и находили продолжение в игре.
Во вторую группу произведения, способствующие формированию у мальчиков представлений о некоторых важных предпосылках мужественности. Предлагался положительный образ мужчины: смелый, сильный, отважный, мужественный, который может постоять за себя и других. Дети осознавали события, которых не было в их личном опыте, их интересовали не только поступки, но и мотивы поступков.
Чтение литературных произведений я планировала в разные режимные моменты: на занятиях, в утренние и вечерни часы. Чтение произведений сопровождала беседой с рассматриванием иллюстрации книг, репродукций, картин, снаряжения (моряка, спасателя, военного).
При проведении игр приходиться сталкиваться с непредвиденными ситуациями, дети порой сами меняют сюжет, не соглашаются на роли, мотивируя тем, что «Очень надо умирать», «Хочу быть только победителем!» Приходилось заново вести предварительную работу, читать книги, рассказать о важности каждого героя.
В группе мною создана видеотека, т. к. многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а так же передач о событиях, которыми живет наша страна. Мальчики связывают качество мужественности, прежде всего с физической силой и смелостью, но представление детей о смелости были не адекватны. Многие дети подразумевают под смелостью – умение драться, и небольшое количество детей понимали смелость как отсутствие страха в различных ситуациях и умение постоять за себя.
Благодаря созданной видеотеке, дети видят наглядно роли людей в тех или иных ситуациях. Это способствует у детей развитию представлений об окружающем и расширяет сюжет.
Мной успешно используются игры – загадки, игры – придумки, игры – фантазирования, кроссворды.
Второй этап – организационно-мотивационный.
На втором этапе я создаю мотивацию к игре, так как мотив для детей главное для успешной реализации сюжетно-ролевой игре. Основная цель – это создание настроя на решение проблемной ситуации, активация творческого мышления для развития сюжета игры.
Для заинтересованности детей я использую различные темы мотивации:
-сюрпризные моменты – в группе появляется новый предмет (рация, бинокль и т. д., дети увидев новый предмет предполагают различные варианты, обыгрывают его;
- проблемные ситуации – нужно сделать нечто для спасения кого-либо, предложить способ выживания, преодолеть трудности в необычных ситуациях и т. д.
Мотивация позволяет активировать побудительную причину, повод к какому – либо действию. У детей появляется интерес, они предлагают решение различных ситуаций, тем самым простаивают сюжет игры, в процессе обсуждения распределяют роли.
Третий этап – подбор игрового материала для организации сюжетно-ролевой игры.
Как известно не одна игра не может обойтись без атрибутов, для детей важно наглядное напоминание – игрушки. Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить часто восполняют отсутствие реальных предметов и средств изображения.
Дети так же играют не настоящими, а воображаемыми предметами: это развивает фантазию, абстрактное мышление. Обычная палочка может превратиться в лазерное оружие, навигатор, штурвал. Совместно с детьми мы изготавливаем игровые предметы необходимые нам в игре.
Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в группе. Поэтому в группе созданы: мини – мастерская, мини – библиотека, центр сюжетно-ролевой игры. Мне хотелось бы подробно остановиться на центре сюжетно-ролевой игры.
В нем созданы дидактические пособия, которые помогают детям создавать развернутый сюжет игры. Например, пособие «Волшебная шкатулка», в которой находится тематические пиктограммы. Они способствуют составлению замысла игры, плана игровых действий, помогают распределить роли, подобрать атрибуты. Совместно с детьми мы раскладываем пиктограммы на столе и соединяем их по замыслу.
Куда лес, море, город, река, планета, и т. д.
На чем машине, танке, самолете, и т. д.
К кому врачу, военному, летчику и т. д.
Вещи книги, рации, бинокль т. д.
Что может произойти сломался корабль и т. д.
Финал встреча, победа, спасение и т. д.
Пособие способствует развитию интереса, увлекательности, самостоятельности действий, дает возможность проявить каждому способности.
Предметно развивающую среду я пополнила дидактическими материалами, они расширяют знания детей о военных, о героических поступках и т. д.
Проведенная мною работа позволила разнообразить сюжетные игры детей на военно-патриотическую тему. Дети используют свои знания в игре, с гордятся героическими подвигами советских людей. Родители с большим желанием помогают нам в мини-мастерской, создавать атрибуты для игр и с желанием играют с нами.
Повторное анкетирование родителей показало, что 82 % родителей пополнили развивающую среду дома новыми атрибутами, и с удовольствием играют совместно со своим ребенком.
98% детей в группе имеют дифференцированное представление о своей Родине, об истории ее возникновении, о знаменитых людях, основных исторических моментах.