Неволина Наталья
Использование игр музейного содержания в образовательной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
И. Г. Песталоцци.
В последние десятилетия в системе дошкольного образования и воспитания приобретает большую популярность музейная педагогика — создаются специальные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Публикация «Использование игр музейного содержания в образовательной деятельности с детьми» размещена в разделах
Для каждого воспитателя всегда актуален вопрос о том, как найти такие формы работы с детьми – дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, эстетический вкус. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках организации мини-музея.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современный музей в детском саду представляет ценность не только музейными экспозициями, но и прежде всего, содержанием проводимой исследовательской работы с детьми, а так же сотрудничеством педагога с семьями, при котором родители становятся активными участниками педагогического процесса. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.. Так мини-музей стал неотъемлемой частью образовательного процесса и развивающей среды нашей группы.
Мини-музей способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Ведущую роль в старшем дошкольном возрасте начинает играть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Назначение мини-музея – вовлечь детей в деятельность, добиться у них творческой активности, воздействовать на их эмоциональную сферу. Поэтому необходимо продумать обязательное включение практической части. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление – применение.
Для этого мы используем разнообразные игры музейного содержания : игры – путешествия, игры – развлечения, игры – упражнения, интеллектуально – творческие игры, игры по сюжету литературных произведений и др.
В нашей группе были организованы такие мини-музеи : «Матрешки», «Бабушкин сундучок», «Свет в нашем доме», «С миру по нитке», «Путешествие в «Вечную мерзлоту», «Увлечение моей семьи», «Хлеб».
Мини-музей «Русская матрешка»
Матрёшка – символ русского народного искусства, самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу.
Мини-музей «Бабушкин сундучок»
Всё начинается с родного дома, малой Родины. Ребёнок познаёт ценности бытия через традиции семьи, его быта, предметов его окружающих. Особое место отводится в воспитании маленького гражданина привитию потребности познавать историю своей семьи путём ознакомления с предметами, оставленными им в «наследство» от их бабушек, дедов, прадедов. Именно это наследие позволяет молодому поколению прикоснуться к истории своей семьи, позволяет гордиться своими предками, узнать об их увлечениях, вкусах и занятиях.
Создание мини – музея в группе позволит родителям и детям приложить усилия в отыскивании экспонатов для выставки, узнавать «историю» появления той или иной вещи в их семье, проявить интерес к жизни предков, их увлечениям, вкусам, укладу жизни.
Формирование духовно нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, гордости за своих предков.
Мини-музей «Хлеб»
В нем представлены различные виды колосьев, виды зерен, виды круп, изделий из муки. Такая экспозиция – благодатная почва для проведения интерактивных заданий: «Выложи узор из крупы», «Кто больше назовет блюд из муки?» и т. д. Совместно с родителями создали книгу рецептов: "Золотая мука". Совместно с детьми лепили разные хлебобулочные изделия из соленого теста. Посещение данной экспозиции дошкольниками способствует развитию у них словаря, сенсорики, творчества, познавательному развитию детей. А главное, воспитывает уважение к труду сельского жителя!
Мини-музей «Космос»
Здесь ребята с помощью развивающих игр познают тайны звезд и планет, познакомились с Солнечной системой, картой звездного неба, глобусом, созвездиями и гороскопами. Дети вместе с родителями изготовили макеты, космического корабля, телескопа. Все это положительно влияет на познавательное развитие воспитанников, расширяет их кругозор, развивает интерес к космосу.
Создавая мини-музеи, мы никогда не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра.
Деятельность воспитателя невозможна без применения игровых педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование детей к учебной деятельности. Тем самым происходит обогащение содержания работы музейного педагога новыми формами, подсказанными современностью.
Поэтому в каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть.
Тема – мини – музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими.
Дидактические игры или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Мы подбирали такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить: пазлы "Собери из фрагментов космический корабль", лабиринты "Помоги Незнайке добраться до Луны", "Дорисуй картинку", "Распредели предметы по принадлежности к определенному промыслу", "Ящик ощущений", "Чья тень".
Есть универсальные игры, которые можно использовать при работе в любом музее. Можно лишь изменять содержание заданий в зависимости от тематики: "Кольца Луллия", "Четвертый лишний", "Найди отличия", "Что сначала, что потом,"Разрезные картинки".
При создании сюжетно-ролевых игр, мы исходили из тематики мини-музеев. Например, в процессе работы в рамках мини-музея «Путешествие в «Вечную мерзлоту», настала логическая необходимость в создании игр «Лабиринт», «Четвертый лишний».
По результатам поисковой работы в рамках мини-музея «Хлеб» была создана предметно-игровая среда сюжетно-ролевых игр «Из чего сделано?», «Съедобное – несъедобное». Параллельно в соответствии созданных сюжетно-ролевых игр разрабатывалась и обогащалась их предметно-игровая среда, представленная настольными играми, игровыми заданиями.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста
Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померить лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
В настоящее время в нашем МБДОУ мини-музеи уже стали регулярным явлением.
Я представляю вашему вниманию игру «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ»
«Ящик ощущений» используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для выполнения заданий педагога. Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять любую картонную коробку. Хорошо, если крышка легко открывается - через нее вы будете помещать предметы внутрь. В нашей группе используется вариант ящика с боковой поднимающейся крышкой. Такой ящик позволяет детям видеть, что лежит внутри. При этом ребенок, который ощупывает предмет, не может рассмотреть содержимое. По бокам ящика проделывают два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепляются рукава. Ящик можно украсить разными съемными картинками в зависимости от тематики мини-музея или обшить красивой тканью. Время от времени воспитатель кладет в ящик различные предметы. Задача детей - определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Дети старшего возраста занимаются с ящиком самостоятельно: один из них прячет предмет, другой определяет его на ощупь. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, перед началом экскурсии в мини- музей. Если в ящике лежит глина, дети отправляются в мини-музей «Глиняная игрушка», если кусочек коры - в мини-музей «Природа северного леса», веретено - «Предметы старинного быта».
Представляем вашему вниманию игру «БРОДИЛКИ»
Для этой игры требуется большое полотно (поле, на которое нанесен маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением на гранях. Выбрасывая кубик, ребенок определяет количество ходов, которое он должен сделать. На маршрутной линии на небольшом расстоянии друг от друга расположены остановки - разноцветные кружки. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребенок. Это может быть пропуск одного хода, возвращение на один- два хода назад или вперед, разрешение сделать дополнительный ход. Игра изготовлена самостоятельно. По теме музея подобран плакат «Животные холодных стран». Вместе с детьми определяется, что будут обозначать цвета остановок. Например, красный цвет - вспомнить животное, которое обитает на Севере, зеленый – отгадать загадку (для старших дошкольников – составить описательный рассказ, желтый – изобразить животное с помощью пантомимы. Если ребенок затрудняется выполнить задание,он может пропустить один ход, либо отдать фант, который после окончания игры нужно выкупить, выполняя забавные задания. К игре прилагается комплект карточек с загадками. Такую игру можно выполнить по любой теме музея. Предлагаю поиграть.
Следующая игра «СОЛНЫШКО».
Для игры потребуется набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточки-задания представляют собой круг, разделенный на 8 секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему мини-музея. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, тема музея «Лошадка быстроногая»- значит, в центре изображена лошадь. Ребенок должен найти на картинках в секторах то, что связано с темой игры, несколько же картинок не относятся к данной теме. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, желтыми прищепками, а не относящиеся к ней – красными. Круг с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожим на солнышко. (Игра демонстрируется) .
Предлагаю вашему вниманию следующую игру «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ».
В 18 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия»- это что- то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в играх с малышами. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Для изготовления пособия берутся два прямоугольных куска оргалита (подробное описание пособия дается в книге Н. А. Рыжовой «Мини- музей в детском саду»
Предлагаю методические рекомендации по построению системы работы с кругами:
• Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги
• Для работы с детьми 4 года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5 года жизни используются 2-3 круга (4-6 секторов на каждом)
• Дети 7 года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
• Игры с кругами целесообразно проводить для закрепления музейных понятий.
• Тренинг игровых упражнений с кольцами Луллия должен состоять из 2 частей:
1. уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание)
2. упражнения на развитие воображения (фантастическое задание)
(проводится игра)
Следующая игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ».
Предлагаю пособие «Разноцветные прищепки» по музейной теме «Транспорт». Игровое поле разделено на две части. На первой из них изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ. Эти картинки помещают в разноцветные рамки или помечают цветным кружком. На второй части игрового поля изображены варианты ответов (рисунки). Ребенок находит соответствующую заданию (парную) картинку и помечает ее прищепкой, цвет которой совпадает с цветом рамки картинки- задания.
Дидактическая игра «Сказочный инопланетянин»
Представляю Вам нашу любимую дидактическую игру "Сказочный инопланетянин". Игра очень увлекает малышей, они с удовольствием в нее играют. Дидактическая является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Задачи игры:
-развивать творческое воображение, мелкую моторику, инициативу.
-совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник и т. д., закреплять цвета.
-вызывать у детей эмоциональный отклик от проделываемой работы.
Ход игры:
На далекой галактике на сказочных планетах живут фантастические инопланетяне. Их внешний вид напоминает форму планеты на которой они живут.
Например: на круглой планете живут человечки, части тела которых имеют форму круга,на квадратной планете живут человечки, части тела которых имеют форму квадрата и т. п.
Ребенку предлагается письмо со сказочной планеты. В конверте геометрические фигуры одной формы (можно усложнить, взять 2-3 формы, но разной величины и разного цвета. Из содержимого конверта малыши выкладывают "сказочных инопланетян".
Для детей постарше задание можно усложнить, предложить листы с изображением планет, бумагу, карандаши, трафареты. Дети рисуют сказочного инопланетянина.
Настольно — дидактическая игра «Космическое путешествие» старшая, подготовительная группы
Настольно – дидактическая игра «Космическое путешествие»
Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «космос» и с понятием «космонавт», расширять элементарные представления о космосе; обогащать словарь детей словами по теме; развивать любознательность, логическое мышление, фантазию, воображение. Учить соблюдать последовательность ходов. Закрепить навыки счёта.
Оборудование: игровое поле, фишки, кубик.
Ход игры: Дети поочерёдно бросают кубик, передвигаясь по звёздочкам между кометами, звёздами. Встречаясь с инопланетянами, посещая галактики, планеты.
В работе с детьми дошкольного возраста я применяю игры, которые способствует художественно-эстетическому развитию, изучению своей истории, культуры.
Эта обучающая и развивающая игра направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме малыши познакомятся с традиционными видами народного искусства, а также потренируют произвольное внимание, память, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук, станут умнее и рассудительнее. Материалы игры можно использовать, как для ознакомления детей с темой, так и для проверки знаний по ней.
Задача ребенка – найти сходство и правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки. Начинать занятия лучше с одной круглой карточки, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов малыша. Для группы малышей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием.
Также с карточками набора можно играть в обычное детское лото. В этом случае участниками поровну раздаются карточки-серединки, а ведущий открывает по одной присоединяемые к ним карточки. Победит тот, кто первым полностью правильно соберет свои блоки.
Игра предназначена для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Заниматься можно, как с одним малышом, так и с группой от 2 до 10 человек.