Галина Телегина
Использование фольклора в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Мудрость предков – зеркало для потомков»
К. Д. Ушинский
С благоговеньем прикасайся,
К тому, чем ты вооружен,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно легок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен,
Наш удивительный язык
С. Скачко
Актуальность
На сегодняшний день моя тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образность. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа
Публикация «Использование фольклора в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Работая над этой темой, наметила перед собой цель:
Использование произведений народного фольклора, как возможность развития речи детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир
Поставила задачи:
-Развивать речевой аппарат,
-Формировать правильное произношение звуков речи, грамматический строй речи,
-Развивать диалогическую и монологическую стороны речи,
-Интонационную выразительность в процессе ознакомления с различнымии формами фольклора,-
Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.
- учить передавать различные эмоции с помощью пластичных движений,
-Воспитывать интерес к различным малым фольклорным формам, желание их обыгрывать, обогатить словарный запас детей
Принципы работы с разными формами фольклора :
Принципы работы таковы :
- Учитываю возрастные особенности детей,
-интеграция с разными видами деятельности детей,
-Активно включаю в деятельность всех детей,
-Максимально использую развивающий потенциал малых форм фольклора в создании речевой среды
В работе использую различные методы :
-Наглядные методы позволяют формировать яркие представления о фольклоре, дают ребенку возможность всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы
-Практические методы позволяют уточнять и углублять представления детей о фольклоре, способствуют возникновению атмосферы заинтересованности
-Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально - положительные отношения к жанрам устного творчества, позволяют в кротчайший срок передать детям информацию
Использую следующие приемы :
-Прием инсценирования, с помощью специально отобранных средств.
- Рассказ воспитателя, с использованием иллюстраций, картинок, показ сладов, видеофильмов.
-Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие.
- Прием речевого образа – это правильная речевая деятельность воспитателя.
-Хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку рече - двигательного аппарата детей.
-Заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок и загадок.
-Прием оценки ответа. Действия или исправления. Показ способов действий.
Детский фольклор я использую в разных видах деятельности
• Обучение правильному произношению,
• Приобщение детей к русской национальной культуре
• В образовательной деятельности
• В беседах, наблюдениях,
• В народных подвижных играх,
• В играх на развитие мелкой моторики,
• В театрализованной деятельности, инсценировках.
Еще один вид игр, в которых я использую детский фольклор - пальчиковая гимнастика
Хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми.
Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Самые любимые игры детей это «Ловишки», «Игра с петушком», «Платок», «Солнышко».
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики - модульная гимнастика /в процессе игр, дети выполняют задания в игровой форме, проговаривают слова потешек, не замечая, как быстро их запоминают/
Сказки
Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Путешествие в мир сказки развивает воображение фантазию, побуждают их к самостоятельному пересказыванию сказок, желанию инсценировать и даже попробовать свои силы в сочинительстве сказок.
Большое внимание уделяю знакомству с загадками
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. При работе с загадками использую такие формы :
• Нарисуй отгадку,
• Придумай свою загадку,
• Придумай загадку по картинке, предмет.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений – это пословицы и поговорки, песенки и скороговорки.
По меткому определению К. Д. Ушинского – пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
Широко использую дидактические игры / словесные и с дидактическим материалом/.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная выразительность /напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. д. /
Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетаний, освоить лексическую сторону речи.
Также фольклор использую в процессе утренников, развлечений в форме инсценировок, хороводов, танцев, народных игрё
Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.
Реализовала проекты: «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками»
С детьми и родителями осуществили проекты: «Чудесный мир народного творчества», «Осенины», «Масленица»
Работа с родителями.
Одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями: я использую беседы, консультации, собрания
Результаты:
Таким образом, использую постоянно все перечисленные формы работы, методы и приемы, у детей появился интерес к народному творчеству, художественной литературе, обогатился словарный запас. Речь детей стала более выразительной и эмоционально - окрашенной. Расширились детские представления об окружающем мире
Подводя итог всей работы, хочу сделать вывод, что детей с раннего возраста следует учить восприятию фольклорных текстов,
• Воспитывать интерес к языковому богатству,
• Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Постепенно у детей откроется сила народного слова.