Елена Базаревская
Использование физкультурно-оздоровительных системных мер, обеспечивающих ребенку физическое и психическое благополучие
▼ Скачать + Заказать документы
Для всех детских возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Под влиянием физических упражнений увеличивается сила мышц, их выносливость. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы сердца, отражается на проявлениях психических функций. Ограниченное движения негативно сказывается на нервной и эндокринной системах в целом. Ограничение движений (напр. Ребенок болеет или только что выздоровел и ему нужен покой) приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимаемых нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зрительных и слуховых анализаторов, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабеет сердечно-сосудистая и дыхательные системы.
Публикация «Использование физкультурно-оздоровительных системных мер, обеспечивающих ребенку физическое и психическое благополучие» размещена в разделах
Потребность в двигательной активности у дошкольников настолько велика, что врачи и физиологи в период с 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих воспитанников, с учетом проявляемой ими индивидуальности, предупреждения случаев гипердинамии и активизации тех, кто предпочитает «сидячие игры»
Программа физического воспитания детей в дошкольных учреждениях может быть усовершенствована за счет увеличения динамического компонента с использованием циклических упражнений в «малых формах» физического воспитания : физкультурных пауз во время занятий; двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями. Для повышенной двигательной активности детей в детских коллективах не обязательно введение дополнительных занятий физическими упражнениями достаточно повышения моторной плотности во время физкультуры и эмоциональной насыщенности занятий. Особенно эффективны занятия физкультуры на свежем воздухе.
Мы должны помнить, что организм ребенка устроен так, что он может длительно выполнять лишь те упражнения, которые наполнены для него смыслом и эмоциями. Ребенок начинает уставать не от физической нагрузки, а от скуки и монотонности.
Разнообразить физическую деятельность помогает физкультурное оборудование. Физкультурное оборудование вносится в группу, в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности детей. Так, во время утреннего приема детей, пособия рассчитываются на умеренную «среднюю» подвижность, поэтому преимущество отдается простым, хорошо знакомым детям движениям, не требующим подстраховки- это скакалка, веревка, доска обычная, ребристая, наклонная, кубы, кегли, дуги.
После завтрака и на прогулке дети должны активно отдохнуть перед «сидячими» занятиями (в этом случае они лучше усвоят материал занятия) в значительной мере удовлетворить потребность в движении. У воспитателя есть возможность несколько больше, чем утром уделить внимание каждому из детей. Поэтому пособия в это время предусматриваются более сложные, требующие специального наблюдения или руководства воспитателя.
Во вторую половину дня двигательная деятельность детей организуется непосредственно после сна, а также после полдника, на прогулке. Целесообразно дать дошкольникам простые предметы, с которыми можно много и по-разному двигаться (мячи, обручи, разные по размеру из разных материалов)
Благотворно влияет на настроение детей, особенно в коррекционных детских учреждениях, использование фитбола. Область применения фитбола безгранична, его можно использовать в любом возрасте, на любые группы мышц, для лечения и для профилактики, для отдыха и развлечения. «Криво» сидеть на мяче невозможно, т. к. теряется равновесие, поэтому только одна лишь правильная посадка на фитболе способствует формирование правильной осанки. Недаром в Скандинавии, которая известна своей изобретательностью в мебельном дизайне, целые деловые учреждения и школы оборудованы фитболами вместо стульев.
Полезно вспомнить наставления физиологов «Дети не устают, если часто меняют движения.» В этом случае происходит естественный отдых (активный отдых). Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот- снимает утомление, активизирует память, мышление.
Надо помнить об использовании смены деятельности и на прогулке. Для того, чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий- с наблюдений, спокойных игр.
Регулировать двигательную активность детей с разной подвижностью можно, привлекая их к подготовке пособий и оборудования для самостоятельной деятельности, а для чрезмерно подвижных детей нужны точные и небыстрые движения- расставить кегли на определенном расстоянии, собрать разноцветные кубики в разные ящики.
Рациональное сочетание разных видов деятельности представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий. Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.
Физкульт-минутка, двигательная разминка снижают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.