Татьяна Армянчикова
Использование дидактических игр в развитии математических способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, совершенствовать общие умственные способности (логику рассуждений и действий, смекалку, сообразительность, пространственные представления).
Публикация «Использование дидактических игр в развитии математических способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2014
Ребёнок по природе своей исследователь. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Игра - способ обогащения знания детей. Наблюдения за детьми показали, что ребят интересуют игры математического содержания. Учитывая это, я стала вести более углублённую работу по формированию элементарных математических представлений.
В группе созданы условия для математической деятельности ребёнка, при которых проявляется самостоятельность в выборе игрового материала.
На основе печатного материала из игрового пособия А. С. Галанова "Репка" я разработала свои игровые задания. Все задания объединены содержанием одной известной сказки. Знакомая сказка позволяет сделать игру интересной, познавательной, занимательной. По содержанию игра представляет собой игровые задания на логическое мышление, внимание, развитие речи и упражнения с математическим содержанием. В методическом пособии разработаны игровые мини-ситуации с упражнениями и заданиями.
Задание №1. "Расставь героев сказки"
а) В нижнем ряду расположи животных так, чтобы слева была кошка, справа собака, а между ними мышка;
б) В нижнем ряду расположи животных так, чтобы мышка была слева от собаки, но справа от кошки (фото 1)
Задание №2. "Заполни пустые клетки" а) Взрослый заполняет 8 клеток, например, мордочками героев (фото 2)
б) Взрослый также заполняет 8 клеток + добавляются эмоции. Ребёнок должен назвать, кто отсутствует и какое у героя настроение (фото 3)
в) Ребёнку даётся карточка. Ребёнок сам заполняет карточку, выбирая 4-х героев так, чтобы не было повторов ни в одном ряду (фото 4)
Задание №3. "Где кто?"
Играть могут двое. У каждого набор лиц деда, бабки и внучки. Дети делают ходы по очереди. Каждый ход состоит в том, что кладётся одна картинка в соответствующую клетку. Выяснить, сколько рядов и столбцов, какие эмоции расположены в верхнем, среднем и нижнем ряду (фото 5)
Кто в левом столбце, во втором справа, в правом столбце. За каждый правильный ответ даётся жетон. Выигрывает тот, кто набрал больше жетонов.
Задание №4. "Посади овощи".
а)Взрослый располагает у 3-х грядок символы (красные, жёлтые и зелёные круги и овалы). Расположить овощи в соответствии с цветом символа (фото 6)
б) Взрослый располагает у трёх грядок символы по цвету и форме. Ребёнок, ориентируясь на них, располагает овощи (фото 7)
в) Взрослый располагает у 3-х грядок символы по цвету, по форме с зачёркнутыми линиями. Ребёнок, ориентируясь на них, располагает овощи (фото 8)
Задание №5. "Кто лишний?" Взрослый располагает в ряду лица героев, сделав одну ошибку. Ребёнок находит, кто из них лишний (например, все улыбаются, один хмурится; все животные, один из них человек (фото 9)
Задание №6. "Чего не хватает?" Найти и доказать, какой картинки не хватает (фото 10)