Ирина Панова
Использование дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры можно широко использовать, как средство обучения, воспитания и развития учащихся. Игры формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать. Игры на уроках используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. В игре воссоздаются определенные условия, вид деятельности, ситуации, проблемы в которых ребенок может проявить себя, опираясь не только на знания, полученные на уроках математики, но и на свой жизненный опыт. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нестандартной ситуации.
Публикация «Использование дидактических игр» размещена в разделах
Коллективные игры в классе разделяются по дидактическим целям урока.
1.) Обучающие игры. В процессе такой игры учащиеся получают новые знания, умения, навыки.
2.) Контролирующие игры. Это игры, дидактическая цель которых., проверить ранее полученные знания, повторить и закрепить пройденный материал.
3.) Обобщающие игры применяются при проверке результатов обучения.
Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя творчество детей в нужную сторону. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения к математической деятельности, а так же к ее стимулированию. Игра может охватывать какую то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. На уроке реализация игровых приемов и ситуаций происходит следующим образом. Дидактическая цель ставится перед учениками в виде игры. Дети достаточно легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Учебная деятельность учащихся подчиняется ее правилам. Материал урока используется, как средства игры. В учебный процесс вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Применение игровых приемов способствуют активизации умственной деятельности учащихся. Дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения. В этом ее отличие от игры вообще.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются : игровой замысел, правила игры, дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в процессе урока, он часто выступает в виде вопроса, загадки, и выражен как правило уже в названии игры. Он придает игре познавательный характер, предъявляя к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, они должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей класса и создавать условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности учащихся. Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Они способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания для достижения цели игры.
Дидактическая игра имеет определенный результат, Это прежде всего решение поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры является показателем уровня достижения учащихся.
Учитель руководит игрой, направляет ее ход в нужную сторону, активизирует учащихся, поддерживает интерес к игре, приходит на помощь к слабым учащимся. Он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные изменения в ход игрового процесса.
2. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).