Туяна Бальжинимаева
Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях детского объединения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Агинский ДДТ им. И. Д. Кобзона»
Тема доклада:
Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях детского объединения «Развивайка».
Выполнила: Бальжинимаева Туяна Цыдыповна
педагог дополнительного образования
Агинское, 2023г
Тема: Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях детского объединения «Развивайка».
Введение.
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
Публикация «Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях детского объединения» размещена в разделах
В. Г. Белинский
Слова эти сказаны очень давно тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном педагоге, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Актуальность. Без использования современных средств цифрового образовательного ресурса уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Основная цель обучения младших школьников - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.
«Дитя мыслит образами, звуками, красками». Помня слова К. Д. Ушинского, педагогу всегда приходилось самому делать много наглядности к занятиям. Сегодня этот нелёгкий труд заменил монитор компьютера, возможность которого намного выше, чем классной доски.
Использование ИКТ на занятии имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:
- позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность обучащаюхся;
-обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Для многих воспитанников детского объединения «Развивайка» обучение грамоте, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес.
Цель работы: показать эффективность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на занятиях «Развивайка».
Задачи:
- раскрыть сущность понятия ЦОР;
- познакомить с содержанием ЦОР;
- использование ЦОР на разных этапах занятия;
- представить собственный опыт использования ЦОР на занятиях русского языка.
Основная часть.
В своей педагогической деятельности в течение последних лет использую ИКТ. На данном этапе использую ЦОР и сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Что такое ЦОР (цифровые образовательные ресурсы?
Набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
В содержание ЦОР входят:
демонстрационные материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики);
учебные модули;
материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы, тренажеры) ;
материалы для контроля и аттестации (тесты, контрольные работы).
Наибольший интерес у обучающихся вызывает использование интерактивного правила, схемы, рисунка, плаката, где пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности педагог получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать обучающимся вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить обучающихся к их самостоятельной формулировке.
Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения грамоте: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
В ходе изучения нового материала для создания проблемной ситуации на занятиях использую демонстрационный материал. Ребята, прослушав задание, пытаются найти ответ на поставленный вопрос. В конце занятия можно вернуться к этому материалу на этапе рефлексии.
Использование ЦОР позволяет повысить роль наглядности, дает обучающимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. На этом этапе формируем познавательные УУД.
На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого на занятии использую парную и групповую работу, для отработки полученных знаний. На этом этапе формируем регулятивные и коммуникативные УУД.
На занятии закрепления и обобщения полученных знаний для контроля обучающихся можно использовать различные тесты. Ребенок по окончанию выполнения теста видит свой результат. Это занимает немного времени.
При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.
Я считаю, что занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. ЦОР обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний, экономит время на занятии.
Педагог должен сформировать в детском объединении личность, обладающую информационными и коммуникативными навыками, навыками решения проблем, межличностного общения и самоконтроля. Поэтому информационно-коммуникационные технологии (ЦОР) видятся мне наиболее перспективными для достижения этой цели, так как они отвечают всем требованиям наглядности, мультимедийности, возможности самостоятельной и исследовательской работы.
Использование ЦОР на занятиях обучения грамоте позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы на занятии и при подготовке домашних заданий, сделать занятие более ярким и увлекательным. Именно ЦОР позволили мне вместе с моими обучающимися погрузиться в другой мир.
Заключение.
Применение на занятии компьютера позволяет педагогу за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты. Таким образом, применение компьютера на занятии представляется целесообразным и перспективным.
ЦОРы использую в своей как для подготовки к занятиям, так и в его проведении, они значительно облегчают мою работу, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве педагога.
Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса : педагоги при подготовке и ведении занятий, учащиеся на занятиях и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, родители.
Анализируя опыт использования ЦОР на занятии можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на занятии работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;