Галина Родченко
Использование цифровых игровых технологий в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются цифровые игровые технологии в дошкольном образовании, которые способны повысить мотивацию детей к обучению, развитию самостоятельности и, как следствие, увеличить эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова: цифровые игровые технологии, дошкольное образование, образовательная среда.
Публикация «Использование цифровых игровых технологий в дошкольном образовании» размещена в разделах
Что такое технологии? В википедии есть определение данному слову, это - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. 21 век привнес новые методы работы в образовательные учреждения нашей страны. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы, включает в себя приоритетный проект: «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Технологии очень быстрыми темпами внедряются во все сферы жизнедеятельности человека, среди которых и цифровые.
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности, жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому и на сегодняшний день не осталось тех людей, которых бы ни коснулись изменения. В связи с этим в обществе в последнее время стал популярным термин «цифровизация».
Под цифровизацией образования понимается достижение высоких образовательных показателей на базе использования цифровых технологий, искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности, а также, обеспечение широкого доступа к интернету и создание цифровой образовательной среды. В настоящее время образование вышло на новый формат развития и дошкольные учреждения не исключение.
Что такое технологии в детском образовательном учреждении? Это методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. Задача педагогов дошкольного учреждения – выбор цифровых технологий доступных дошкольнику! С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал. Больше не нужно думать, как привлечь и удержать внимание ребенка. Применение цифровых игровых технологий обеспечивает такие условия, при которых дети с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета могут двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Создание условий для образовательной деятельности, когда наглядный материал преподается в интересной и доступной форме, очень важная часть обучения. Без сомнения дают высокий результат условия, созданные педагогом; методы и формы организации работы с детьми; инновационные педагогические технологии; поставленные цели развития личности.
В детском саду ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном пространстве, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые развивают психические функции – восприятие, память, мышление, речь.
Для реализации дошкольного образования важную роль играет формирование окружающей среды. Правильно подобранный материал и организация развивающей среды прямым образом влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста. Педагог хорошо знает, что в использовании цифровых технологий в дошкольном образовании непосредственным условием является наличие необходимого цифрового оборудования соответствующего для организации деятельности детей. Среди такого оборудования можно выделить наиболее известные: компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски; а также специально созданные цифровые устройства для обучения дошкольников : интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, столы, полы, тумбы, мультимедийные детские студии, интерактивные комплексы.
Интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры.
Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.
Интерактивные мультстудии –интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.
Интерактивные полы - это горизонтальная интерактивная система в виде пола, которая реагирует на движения тела человека.
Интерактивные тумбы – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.
Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями. –
Интерактивные комплексы. Они включают в себя: интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов.
Во многих дошкольных учреждениях занятия в группе проводятся с использованием интерактивной доски, что без всяких сомнений помогает педагогам находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми. Хорошее качества и увеличенный размер иллюстраций, позволяет увеличить восприятие материала, что дает огромное преимущество перед печатными иллюстрациями. Работа с интерактивной доской дает возможность делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей и педагога
Всё это оборудование позволяет детям быть участниками интерактивной деятельности – играть, рисовать, слушать, смотреть. В таких играх у ребенка есть возможность самому делать открытия в новом цифровом мире, а также, развивать самостоятельность, что имеет огромное значение для будущей его взрослой жизни.
Цифровые игровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты. Применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий :
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
3. Диагностические занятия.
Это очень так классно, что у педагогов и родителей появилась такая возможность, так как современные родители стали меньше обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, реже замечать объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители детей предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке через современные информационные носители, используя мессенджеры на таких интернет-сайтах, как Viber, WhatsApp и др. Такая взаимосвязь повышает эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесной работе, которая вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.
На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с теми цифровыми технологиями, которые используют в своей работе. Предлагают им на практике попробовать, как действует та или иная технология.
В заключение хочется отметить, что использование цифровых игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста даёт положительные результаты, развивая у детей интерес к обучению и повышая их мотивацию для работы на занятиях с педагогом. Поэтому необходимо продолжать использовать данные технологии в дошкольном образовании и расширять социальное партнерство с родителями путем повышения их информируемости посредством цифровизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горвиц, Ю. М., Чайнова, Л. Д. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова. - М. : Линка-пресс, 1998 – 200 с.
3. Горвиц, Ю. М., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском саду / Ю. М. Горвиц, Поздняк Л. - М. : Сфера, 2008 – 188 с.
5. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. Моторин. - Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С. 38 – 42 с.
6. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова. – М. : Новая школа, 1997. – 288 с.