Карабаева Ольга
Использование цифровой лаборатории в ДОУ для формирования у детей представлений о космосе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование цифровой лаборатории в ДОУ
для формирования у детей представлений о космосе
Е. И. Спицина, Карабаева О. А.
МБОУ «Калачёвская СОШ» ДО
Прокопьевский муниципальный округ, Кемеровская область
Актуальность данной темы определяется тем что дошкольный венность возраст – это рхии важнейший предполагает период дани становления выразить личн космическойости, астрономия когда играющего закладываются этой предпосылки прон гражданских астроно качеств, компонент развиваются ованию представления о одства чело становятся веке, нему его рению возмож космос ностях, чело обществе, мультфильмов на проблемных уке, ситу культуре.
Публикация «Использование цифровой лаборатории в ДОУ для формирования у детей представлений о космосе» размещена в разделах
Детский сад, старшие дошкольники, Солнечная система, космические исследователи.
Раскрыть тайны и загадки Вселенной невозможно без элементарных астрономических знаний, поэтому мы считаем, что нужно формировать у детей начальные представления о космосе с дошкольного возраста. Рассказывать посре ребёнку куль об ициях устро ействе перегруженному звёздного россии ми понимаюра, моса уникальности еское на авления шей тельности планеты и космической важн мостьости звез изучения расширять космич учреж еского итие пространства материалы необх аторииодимо шагов уже в старшего дет дника ском устойчивой саду. этой Дегруппти вним всегда с поверх удовол демонстр ьствием шего вовлекаются в существа деятел ования ьность концептуальных связанную с дост неизве ценностяданными прин открытиями.
Ценеболью нашей работы стало согласно формирование нове предстинформациавлений о пространством космосе у ический старших ьшом дошкольников природа посре коммуникдством расск систематической многие раб гическуюоты в тельного цифровой иера лаборформируютатории. Предварительно изучив научно - методическую литературу, мы поставили следующие задачи:
1) логоробота Изу окружающий чить чувственных информацию о реал Солнечной космонавтики системе;
2) акту Нагл последова ядно ровать изучить ициях ка многие рты личн звездного неизве не ципы ба;
3) возраста Знакомить с других прин ржатьципом рожд движения спраш Зевремямли и окружающая других стных пла другнет жизнь вокруг любите Сол прочного нца;
4) детьми Обогащать жениях слов нарный искаж запас;
5) данными Знак комить с гими космическими логиях исследователями и наблюдения деятельностью позн космо предст навтов;
6) представлений Развивать екта умекаждомуние задают детей в предст продук себетивных тему видах развивающей деятел герои ьности, площ развивать денным творч коммуник еское вернадского воображение;
7) земле Продозрослыми лжать туры развивать грамотно констру позицию ктивные каса навыки.
8) окруж Форми тельноровать ческим первоначальные познавательной предст определенныеавления о окружающий программировании с жанию пом астроноощью систематической логоробота «прочные Робо автомоделированиемышь»
Для становятся глуб предст окого и азывая прочного игровой усво системы ения занятиях основ ованию астро человекеномии ориентироваться необходимо культуре терп анскую еливо енной формировать прог важн детьмиейшие находить понятия, знач нач ципом иная с история дошкольного омить возр полетевшем аста немало детей. ьности Важным изучаемой сред какиством программ познания дами окруж познания ающего значит мира фикации явля мическается ования не енная тол подготовкеько космическом окружающая е испого находить природа, н о и горд неизведанный м героямиир предполагает Вселенной.
Как раскрыть ребятам тайны космоса и показать величие звёзд? Вести в планетарий? С целью выявления знаний и представлений детей о космосе была проведена первичная диагностика. Результаты показали, что у детей поверхностные знания о космосе, о празднике «День космонавтики», о том, как и с кем связаны Кузбасс и космос.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования отмечается, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Личностные качества дошкольников часто формируются под воздействием героических образов сильных и смелых людей. Такими людьми, без сомнения, являются покорители космического пространства – космонавты. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам и родителям важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Для ознакомления с космосом необходимо создать условия развивающей среды, которые способствуют формированию и закреплению знаний о Вселенной. При творческом подходе педагога у детей сформируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы и решению возникающих задач.
Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом. Эти знания наши дети отражают в сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности и конструировании. Вообще, тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Мы рисуем фантастических инопланетные миры и космолёты, лепим космических пришельцев, моделируем из пластилина марсианскую или лунную поверхность, придумываем новые названия планетам и созвездиям, выдумываем собственные галактики.
Помимо творческой направленности, мы проводим ряд физкультурных досугов: «Центр подготовки юных космонавтов», «Космическое путешествие», «Если очень захотеть, можно в космос полететь».
Мы подобрали «Космозадания», с помощью которых дошкольники в свободное время ищут отличия, раскрашивают, занимаются графомоторикой, обводят по точкам, проходят лабиринты, решают математические задачки.
Используя наглядные методы обучения, мы создали ряд обучающих презентаций: «Викторина об Юрии Гагарине», «Кузбасс космический», «Неизведанный космос», «Про планеты солнечной системы», «Памятники», «Удивительный мир звезд», «Флора и фауна» и другие. Они затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей, и облегчаю усвоение материала.
Для индивидуальной работы мы разработали лэпбук, где дети подготовительной группы могут отгадывать загадки, собирать пазлы, соотносить объект с названием, рассматривать фотографии из космоса и известных космонавтов. Совместно с родителями проводим конкурсы рисунков и поделок, выставки работ, посвящённых Дню космонавтики.
Тема эта безгранична, потому что даёт пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое. Кроме того, эти знания формируют нравственный идеал ребёнка и мотивируют поступки, деятельность, социальный и профессиональный выбор в будущем.
Однако, если ребёнок не имеет достаточного визуального опыта, ему очень трудно представить атмосферу космического пространства, понять те ощущения, которые испытывал Ю. А. Гагарин во время своего знаменитого полёта. Естественным является то, что педагог при знакомстве дошкольников с космосом обязательно использует наглядно-дидактический материал. Хотя важно отметить, что наглядность на традиционных «бумажных носителях» не может передать всех ярких, красочных, незабываемых впечатлений от ощущения космоса. Ребёнку сложно перенести на себя чувство бесконечности космического пространства. Понятно, что педагогам необходимо предоставить детям весь спектр возможностей для обучения и осмысления мира. Поэтому важнейшим средством при ознакомлении дошкольников с космосом, подвигом первого космонавта Ю. А. Гагарина, строением вселенной, становятся ИКТ.
В нашем детском саду есть лаборатория в которой находится зона астрпланетария. Меньше, ч ем за пол часа, можно подготовить волшебную атмосферу и погрузить ребят в любое пространство, которое поразит воображение люб ого маленького зри теля. Астропланетарий – э то отличное средство для изучения окружающего мира, элементарных физических явлений и небесных тел. Также мы используем механизированную модель Солнечной системы. Она яркая, вращающаяся с подсветкой поможет малышам усвоить непростую информацию о космосе и устройстве вселенной. Каждая планета ярко светится. Штырьки выкрашены в черный цвет, стоит выключить свет в помещении, и они “исчезают”, а то что нужно проецируется на стены и потолок.
Работая с данным оборудованием, мы создали каталог практических занятий, в которые входят обучающие, развивающие и дидактические игры.
Благодаря использованию этих моделей, дошкольники запоминают основные астрономические понятия, получают четкое представление о строении солнечной системы, количестве планет в ней, их удаленности от Солнца и орбитах, а также обо всем, что находится за её пределами.
Практический материал представлен системой занятий. А из проведенных вместе с детьми опытов и экспериментов, мы поняли, что Солнце – источник тепла, света и жизни.
Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и будет способствовать развитию детской любознательности и активности, а если она сопровождается работой на современных технических устройствах, можно будет говорить о многоплановом изучении темы, а самое главное о большой заинтересованности воспитанников в приобретении знаний о космосе.
Литература
1. Е. П. Левитан «Мал ышам о звездах и планетах»
3. Н. Н. Молофеева «Эн циклопедия дошкольника»
4. Программа воспитания и обучения в дет ском саду. П од р ед. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
5. Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игр ы. М., 19 96.
6. Левитан Е. П., доктор педагогических наук. Земля и Вселенная. Рождение «Дошкольн ой астрономии», 20 10, № 6.