Людмила Никитина
Консультация для воспитателей «Использование арттерапии как элемент приобщения дошкольников к ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Бондарева Людмила Александровна воспитатель, МДОУ ЦРР д/с № 454,
I квалификационная категория.
В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо – в чашечке цветка. (Уильям Блейк)
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование арттерапии как элемент приобщения дошкольников к ЗОЖ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Кажется, эти слова мог сказать ребенок. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.
Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в работу? Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить.
Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть методами и приемами руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом – в процессе дальнейших художественных занятий – ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Но если в 2,5 года ребенок может «раскрепостится» в рисунке и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляется нерешительность, боязнь не справится с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то. Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными.
Но самой главной причиной, является неумение педагогов развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.
Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика – одно из направлений арттерапии. В последнее время слово «арттерапия» все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видения того, что есть лечение искусством (арт – искусство, терапия - лечение).
Арттерапия – это метод изменения состояния структуры мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики.
В своей работе с детьми мы используем различные виды арттерапевтической техники, которые помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.
- Живопись пальцами. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это позволяет отследить эмоциональное состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включится ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.
Тяга к экспериментам, желание все потрогать, часто пресекается родителями.
Поэтому мы предоставляем детям возможность преодолеть этот запрет, удовлетворить потребность запачкаться (и за это не будут ругать) – очень важные моменты.
Предварительно, дети надевают фартуки, даются краски и закрывается поверхность стола клеенкой.
Когда дети начинают рисовать, педагог начинает вместе с ними, показывает им, как это делать. По окончании работы расспрашивает, что дети нарисовали, а дети в свою очередь рассказывают, о чем рисунок. Беседы проходят с каждым ребенком принимавшим участие в работе.
- Работа с глиной. Оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать тактильные ощущения. Ошибки при работе легко исправляются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребенка. Еще глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран. Занятия с глиной позволят снять стресс, помогают выражению чувств, избавится от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей. А так же занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.
В нашей группе имеется ящик с инструментами для работы с глиной: картофельная толкушка, палочки для размешивания, баночки под воду для смачивания глины.
При работе ребенку позволяется почувствовать глину. Для этого совместно выполняются следующие задания:
- закрываем глаза и почувствуем кусок глины, подружимся с ним. Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый или легкий?
- отложим его и отщипнем кусочек большой и поменьше;
- сожмем, разглаживаем глину пальцами, тыльной стороной руки. После того как разгладили глину, ощупываем то место, где разглаживали;
- соединим все кусочки вместе, чтобы получился шарик;
- протыкаем глину;
- пошлепаем по ней, пощупаем место от шлепка;
- отрываем кусочек и можно сделать змею, сжимаем в кусок.
- Игры с песком. Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
- с развитием тактильно – мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психологическую энергию; игры и упражнения с песком гармонизируют психоэмоциональное состояние детей. А так же активизируют творческие способности.
Для игры с песком в группе имеется:
Деревянный ящик, чистый песок, кувшин для воды, чтобы можно было смочить песок, миниатюрные фигурки, отражающие окружающий мир, орудия труда - песочные наборы, объекты среды обитания - дома, заборы, деревья, детали для строительства, сказочные герои, естественные природные объекты.