Лариса Аванесова
Использование арт-терапии в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать +Заказ
Использование арт-терапии в коррекции речевых нарушений
Аннотация:в данной статье рассматривается актуальность проблемы речевых нарушений и их коррекция при использовании различных техник арт-тепарапии
Ключевые слова: арт-терапия, коррекция, логопед, музыкатерапия, изотерапия, кинезиотерапия, игротерапия, имаготерапия.
Публикация «Использование арт-терапии в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Проблема детей с нарушениями речи стала очень актуальна в настоящее время. Для таких детей с речевыми нарушениями открываются логопедические группы в детских садах и различные логопункты. В последние годы активно развиваются методы и приемы логопедической работы, которыми пользуются не только логопеды и дефектологи, но и педагоги ДОУ и даже родители.
При поиске новых и нестандартных форм воздействия на дошкольника воспитатели, логопеды, музыкальные руководители и остальные участники образовательного процесса ставят перед собой цель вырастить из них здорового и счастливого ребенка. Одной из современных методик нестандартного взаимодействия считают арт-терапию. Она очень многогранна и разнообразна, поэтому люди, интересующихся вопросами коррекции и развития детей, смогут найти большое количество нужного материала для разных категорий детей и применить его в своей работе.
Арт-терапия применяется в психотерапии и психологической коррекции, которая осуществляется посредствам искусства. Дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев затрудняются правильно излагать свои мысли и объяснять словами свои переживания. Несловестное выражение своих мыслей становится, для них более привычным. Поэтому арт-терапия в логопедической работе является востребованной методикой. Арт-терапия выполняет целый ряд функций:
• Воспитательная: при реализации методов арт-терапии между детьми складываются тёплые и доверительные отношения, так же и с воспитателем. Дети учатся помогать друг другу и сопереживать. Это способствует формированию моральных устоев, умение вежливо общаться и выстраивать доброжелательные отношения со своими сверстниками.
• Коррекционная : использование методов арт-терапии оказывает благоприятное воздействие на развитие мелкой и общей моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.
• Диагностическая: в момент работы ребенка логопед может получить необходимые ему сведения об его индивидуальных особенностях.
Существует большое количество направлений арт-терапии :изотерапия, музыкатерапия, цветотерапия, сказкотерапияи многие другие. Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше, логопед может применять в своей работе. Это делает коррекционный процесс более ярким и интересным для ребенка имеющего нарушения речи. Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности это игра, то различные виды арт-терапии проводятся именно в игровой форме.
Изотерапия в коррекционно-логопедическом процессе выполняет ряд задач. Она способствует развитию мелкой моторики, артикуляционного аппарата, речевого дыхания, связной речи. Существует большое многообразие техник изотерапии (кляксография, пальцевая живопись, рисование на манной крупе, т. д)
Кинезиотерапия так же способствует развитию мелкой моторики, а так же межполушарных связей коры. В кинезиотерапию входят пальчиковая гимнастика и упражнения по визуализации. Пальчиковая гимнастика проводится в форме игры и сопровождается стихотворным текстом. Упражнения по визуализации так же проводится в форме игры, «Волшебный мешочек». Ребенок опускает руку в мешочек, внутри которого мелкие предметы, ощупывая их онвоссоздает образ предмета и угадывает его.
Игротерапия способствует формированию коммуникативных навыков и развитию связной речи. Детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок становится основным действующим лицом, а логопед является вспомогательным персонажем. Так же детям дается возможность проявления своей фантазии для развития дальнейшего хода ситуации. В процессе такой ролевой игры развивается связная речь, а так же воображение и мышление, социальные нормы и коммуникативные навыки.
Музыкотерапия формирует навык дифференцировать звучание речевых и неречевых звуков. Это способствует развитию фонематического восприятия ребенка. Такая терапия должна проводиться в тесном взаимодействии музыкального руководителя и логопеда. Детям предлагается игры в которых необходимо менять вид деятельности в зависимости от того, как меняется музыка. Дошкольники двигаются быстро под энергичную музыку, но как только музыка сменяется на спокойную, дети замедляют свои движения, они двигаются размеренно и плавно. Так же детям может предлагаться записанный звук «дождя с громом» и всякий раз, когда ребенок будет слышать гром он должен будет ударить в барабан.
Мнемотехника развивает ассоциативное мышление, связную речь, зрительную и слуховую память ребенка. Логопед создаетмнемоколлаж из знакомых картинок для ребенка. Картинки эти могут быть из сказок или мультиков. Рассмотрев коллаж, ребенок узнает знакомую ему сказку или популярный мультфильм. Так же дети могут сами придумывать свою сказку из предоставленных картинок.
Имаготерапия занимает одно из важнейших мест в арт-терапии. В ее основу входит театрализация психотерапевтического процесса. Эта терапия основывается на теоретические положения об образе, а так же о единстве личности и образа. Имаготерапия может проводиться индивидуально или группой. Она может реализовываться в: пальчиковом театре, кукольный театр, театр масок, настольный театр. Так же к имаготерапии относят логопедическую ритмику. Логоритмика развивает у детей способность выражать свои эмоции посредством мимики, жестов, движений.
Таким образом, все перечисленные методы арт-терапии оказывают помощь в работе с детьми с нарушениями речи, так как в силу специфики речевого недоразвития они нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. В арт-терапии ребенок может по полной выразить свой творческий потенциал даже без достаточной речевой подготовки.
Библиографический список:
1. Гнедова Н. А. открытыйурок. рф «Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников» 2017 г.
2. Красильникова А. В. журнал педагог «Использование арт-терапии для преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей в условиях дошкольного учреждения» 2017.