Берестенникова Елена
Использование арт-терапевтических методов в работе с подростками и родителями
«Использование арт-терапевтических методов в практике работы педагога-психолога с детьми и родителями»
Арт-терапия - направление, использующее художественное творчество, "лечение искусством", естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.
Более подробное определение дает И. В. Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни".
Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом применительно к системе образования. Использование этих методов на базе школ и других образовательных учреждений может выступать одним из факторов сохранения психического здоровья учащихся и педагогических кадров. Как отмечают А. И. Копытин и Е. Е. Свистовская, «внедрение арт-терапии в различных образовательных учреждениях позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков, развития у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проводить работу с семьями учащихся, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Возможности решения следующих задач с помощью методов арт-терапии:
• коррекция девиантного поведения и эмоциональных расстройств у детей и подростков;
• профилактика поведенческих и эмоциональных нарушений, аддикций и нарушений школьной адаптации;
• содействие более гармоничному, всестороннему развитию личности учащихся, тесно связанное с задачами психопрофилактики, а также профилактики экстремизма и насилия в обществе, достижение более высокого уровня их психосоциальной адаптации;
• реабилитация/ресоциализация детей и подростков с «особыми потребностями», т. е. имеющих те или иные системные нарушения (речи, слуха, зрения, двигательных функций, отклонения в поведении, пребывающих в аномальных психосоциальных условиях и т. д. ;
• профилактика и коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у членов педагогического коллектива (в частности, профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов).
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
- в работе может участвовать каждый, так как она не требует наличия художественных навыков;
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
- она является средством свободного самовыражения;
- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Арт-терапия может быть:
• активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);
• пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);
• смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия,
• песочная терапия,
• коллажирование,
• изотерапия,
• маскотерапия,
• драматерапия,
• фототерапия,
• игротерапия,
• сказкотерапия,
• библиотерапия,
• кинотерапия, режиссируемая фильмотерапия.
• глинотерапия,
• цветотерапия,
• нейрографика,
• метафорические ассоциативные карты,
• тканетерапия,
• терапия воском,
• этнотерапия.
Методы арт-терапии
Каракули.
Очень простая техника, с которой можно начинать построение работы с детьми или взрослыми. Каракули – это неразборчивый почерк или рисование линий, завитков, геометрических фигур
Рисование на влажной бумаге.
Дети, приученные к рисованию и поделкам в детском саду, в школах так же охотно работают с любым материалом. Для младшего школьного возраста при коллективном взаимодействии можно давать рисование на влажной бумаге. Во – первых, это повышает эмоциональный настрой группы (главное внимательно следить, чтобы дети не превратили бумагу в кашу, и не намочили себя и окружающих). Во – вторых, даже дети, которые не умеют работать в группе, охотнее идут на контакт с окружающими, процесс взаимодействия между участниками протекает легче. При данном виде технике, даже расплывающаяся краска, не является травмирующим фактором для детей, т. к. с ними заранее обговаривается, в то время как, на уроке изобразительного искусства это большой минус.
Рисование на мятой бумаге.
Наряду с техникой рисования на влажной бумаге, существует техника рисования на мятой бумаге. У детей младшего школьного и младшего подросткового возраста возникают сложности с рисованием на мятой бумаге. Для многих детей она ассоциируется с чем – то, что является мусором, т. е. для них это равносильно рисованию на бумаге, вынутой из мусорной корзины. Подростки же наоборот легко работают с этой техникой без подобных ассоциаций.
Кроме пластилина можно применять технику лепки папье – маше.
Лепка.
Эта техника помогает преодолеть проблемы с тонкой моторикой руки. Пластилин может быть любой твёрдости, что позволяет ребёнку выбирать и пробовать работать с разной твёрдостью материала. Кроме этого пластилин многоцветен, и позволяет делать всевозможные цветные аппликации. Если у ребёнка не получается задуманное, он легко может исправить ошибку. Также пластилин хорошо использовать при работе со страхами (вылепливание своего страха, изменение формы фигуры страха позволяет рассмотреть страх с разных позиций, увидеть свои проблемы и изменить проблему.
Талисманы.
В каждом из нас сохранены глубокие корни первобытного страха неизвестного, поэтому большинство людей, и особенно детей делают себе амулеты (талисманы). Древне прошлое человека пронизано загадками и именно там, когда ещё не было письменности, появились первые амулеты и талисманы, защищавшие человека от их же страхов. Даже влияние христианства на Русь и частичное искоренении язычества, не смогло полностью убрать из обихода людей всевозможные талисманы. Для детей, мир которых частично пронизан магией, подобная техника оказывает плодотворное воздействие, причём форма работы и материалы не важны. Даже создание тряпичных куколок, которые символичны для славян, и являются талисманом, защищающим от проблем, домашним психологом, которому можно рассказать о своих бедах, явление достаточно частое в детской среде. Вторым по значимости для большинства детей является создание животного ли растительного талисмана, что тоже обусловлено культурно – историческим развитием общества. Самым последним, требующим определённого мастерства, является создание украшений. Данный вид техники можно применять, как при работе со страхами, стрессами, так и при нарушениях адаптации.
Арт-терапия абсолютно безвредна и подключается к подсознанию человека, воздействуя на психику мягко и бережно, имеет терапевтический эффект. Дети и взрослые не только получают неподдельное удовольствие от творчества, легче приспосабливаются к условиям социума, становятся более эмоционально защищенными и стрессоустойчивыми.
Практикум «Стресс» и «Источник силы».
Упражнение «Стресс»
Нарисовать в виде абстрактной фигуры стресс, подумать на что похожа эта фигура, где в теле откликается, какие действия, мысли, ощущения вызывает.
Упражнение «Источник силы»
Нарисовать талисман (оберег, щит. браслет, который будет закрывать, ту часть тела, где находится стресс. На талисмане изобразить в виде символов, образов, абстракций, что будет помогать справляться со стрессом.
Обсуждение:
Что чувствовали во время рисования? Как менялось состояние? Какие мысли возникали в процессе работы? Общее впечатление от своей работы?