Приложение МААМ

Использование арт-терапевтических методов в работе с подростками и родителями (4 фото)

Берестенникова Елена
Использование арт-терапевтических методов в работе с подростками и родителями
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование арт-терапевтических методов в практике работы педагога-психолога с детьми и родителями»

Арт-терапия - направление, использующее художественное творчество, "лечение искусством", естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.

Публикация «Использование арт-терапевтических методов в работе с подростками и родителями» размещена в разделах

Более подробное определение дает И. В. Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни".

Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом применительно к системе образования. Использование этих методов на базе школ и других образовательных учреждений может выступать одним из факторов сохранения психического здоровья учащихся и педагогических кадров. Как отмечают А. И. Копытин и Е. Е. Свистовская, «внедрение арт-терапии в различных образовательных учреждениях позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков, развития у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проводить работу с семьями учащихся, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Возможности решения следующих задач с помощью методов арт-терапии :

• коррекция девиантного поведения и эмоциональных расстройств у детей и подростков;

• профилактика поведенческих и эмоциональных нарушений, аддикций и нарушений школьной адаптации;

• содействие более гармоничному, всестороннему развитию личности учащихся, тесно связанное с задачами психопрофилактики, а также профилактики экстремизма и насилия в обществе, достижение более высокого уровня их психосоциальной адаптации;

• реабилитация/ресоциализация детей и подростков с «особыми потребностями», т. е. имеющих те или иные системные нарушения (речи, слуха, зрения, двигательных функций, отклонения в поведении, пребывающих в аномальных психосоциальных условиях и т. д. ;

• профилактика и коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у членов педагогического коллектива (в частности, профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов).

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы :

- в работе может участвовать каждый, так как она не требует наличия художественных навыков;

- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

- она является средством свободного самовыражения;

- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;

- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Арт-терапия может быть :

• активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);

• пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);

• смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).

Виды арт-терапии :

• музыкотерапия,

• песочная терапия,

• коллажирование,

• изотерапия,

• маскотерапия,

• драматерапия,

• фототерапия,

• игротерапия,

• сказкотерапия,

• библиотерапия,

• кинотерапия, режиссируемая фильмотерапия.

• глинотерапия,

• цветотерапия,

• нейрографика,

• метафорические ассоциативные карты,

• тканетерапия,

• терапия воском,

• этнотерапия.

Методы арт-терапии

Каракули.

Очень простая техника, с которой можно начинать построение работы с детьми или взрослыми. Каракули – это неразборчивый почерк или рисование линий, завитков, геометрических фигур

Рисование на влажной бумаге.

Дети, приученные к рисованию и поделкам в детском саду, в школах так же охотно работают с любым материалом. Для младшего школьного возраста при коллективном взаимодействии можно давать рисование на влажной бумаге. Во – первых, это повышает эмоциональный настрой группы (главное внимательно следить, чтобы дети не превратили бумагу в кашу, и не намочили себя и окружающих). Во – вторых, даже дети, которые не умеют работать в группе, охотнее идут на контакт с окружающими, процесс взаимодействия между участниками протекает легче. При данном виде технике, даже расплывающаяся краска, не является травмирующим фактором для детей, т. к. с ними заранее обговаривается, в то время как, на уроке изобразительного искусства это большой минус.

Рисование на мятой бумаге.

Наряду с техникой рисования на влажной бумаге, существует техника рисования на мятой бумаге. У детей младшего школьного и младшего подросткового возраста возникают сложности с рисованием на мятой бумаге. Для многих детей она ассоциируется с чем – то, что является мусором, т. е. для них это равносильно рисованию на бумаге, вынутой из мусорной корзины. Подростки же наоборот легко работают с этой техникой без подобных ассоциаций.

Кроме пластилина можно применять технику лепки папье – маше.

Лепка.

Эта техника помогает преодолеть проблемы с тонкой моторикой руки. Пластилин может быть любой твёрдости, что позволяет ребёнку выбирать и пробовать работать с разной твёрдостью материала. Кроме этого пластилин многоцветен, и позволяет делать всевозможные цветные аппликации. Если у ребёнка не получается задуманное, он легко может исправить ошибку. Также пластилин хорошо использовать при работе со страхами (вылепливание своего страха, изменение формы фигуры страха позволяет рассмотреть страх с разных позиций, увидеть свои проблемы и изменить проблему.

Талисманы.

В каждом из нас сохранены глубокие корни первобытного страха неизвестного, поэтому большинство людей, и особенно детей делают себе амулеты (талисманы). Древне прошлое человека пронизано загадками и именно там, когда ещё не было письменности, появились первые амулеты и талисманы, защищавшие человека от их же страхов. Даже влияние христианства на Русь и частичное искоренении язычества, не смогло полностью убрать из обихода людей всевозможные талисманы. Для детей, мир которых частично пронизан магией, подобная техника оказывает плодотворное воздействие, причём форма работы и материалы не важны. Даже создание тряпичных куколок, которые символичны для славян, и являются талисманом, защищающим от проблем, домашним психологом, которому можно рассказать о своих бедах, явление достаточно частое в детской среде. Вторым по значимости для большинства детей является создание животного ли растительного талисмана, что тоже обусловлено культурно – историческим развитием общества. Самым последним, требующим определённого мастерства, является создание украшений. Данный вид техники можно применять, как при работе со страхами, стрессами, так и при нарушениях адаптации.

Арт-терапия абсолютно безвредна и подключается к подсознанию человека, воздействуя на психику мягко и бережно, имеет терапевтический эффект. Дети и взрослые не только получают неподдельное удовольствие от творчества, легче приспосабливаются к условиям социума, становятся более эмоционально защищенными и стрессоустойчивыми.

Практикум «Стресс» и «Источник силы».

Упражнение «Стресс»

Нарисовать в виде абстрактной фигуры стресс, подумать на что похожа эта фигура, где в теле откликается, какие действия, мысли, ощущения вызывает.

Упражнение «Источник силы»

Нарисовать талисман (оберег, щит. браслет, который будет закрывать, ту часть тела, где находится стресс. На талисмане изобразить в виде символов, образов, абстракций, что будет помогать справляться со стрессом.

Обсуждение:

Что чувствовали во время рисования? Как менялось состояние? Какие мысли возникали в процессе работы? Общее впечатление от своей работы?

Использование арт-терапевтических методов в работе с подростками и родителями
Фото №1 Публикация Использование арт терапевтических методов в работе с подростками и родителями размещена в разделах Арт терапия в детском саду Арт терапия Фото №2 Консультации Работа с родителями Фото №3 Взаимодействие с семьями Школа
Публикации по теме:

Использование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьмиИспользование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьми Меня зовут Манникова Инна Анатольевна, я – учитель логопед. Сегодня я вас познакомлю с многофункциональным логопедическим пособием «Играйка».

Использование QR кодов в работе с родителямиИспользование QR кодов в работе с родителями Это современный формат общения, мобильный, доступный с любого телефона, гаджета. Что значит современный? это значит, что для получения информации.

Преимущество и использование сайта в работе с родителямиПреимущество и использование сайта в работе с родителями «Преимущество и использование сайта в работе с родителями". В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапевтических методов в работе с подростками и родителями
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 01:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование арт-терапевтических методов в работе с подростками и родителями» (включая файлы) размещена пользователем Берестенникова Елена (УИ 1270181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД