Ольга Тельнова
Исполнительский анализ хора «На солнечном восходе» Тойво Куула
▼ Скачать + Заказать документы
Исполнительский анализ хора «На солнечном восходе» Тойво Куула
О. В. Тельнова
ФГБОУ ВО Тюменский государственный институт культуры г. Тюмень
Научный руководитель: Е. Н. Чернышёва
Аннотация: В данной статье на примере анализа хорового сочинения Тойво Куулы «На солнечном восходе» предполагается рассмотреть особые приемы и стиль хорового письма композитора, выявить трудности исполнения и пути их решения, прикоснуться к финской хоровой культуре через обзор творчества композитора и автора литературного текста Вейко Коскенниеми.
Публикация «Исполнительский анализ хора „На солнечном восходе“ Тойво Куула» размещена в разделах
Ключевые слова: хоровое искусство Финляндии, анализ музыкального произведения, вокально-хоровые трудности, тембровая окраска, исполнительские возможности, дирижерские задачи.
Хоровое искусство Финляндии является особым элементом национальной культуры страны. Один из ярчайших представителей в данном искусстве - Тойво Куула. Наиболее ярко проявилось его композиторское мастерство в песенном творчестве.
Для творчества Тойво Куулы характерно страстное стремление к свободе своего народа. И не случайно выбор композитора остановился на творчестве поэта Вейко Коскенниеми, основным лейтмотивом в работах которого является борьба за свободу народа Финляндии, а также известного, как автор текста гимна Финляндии на музыку Я. Сибелиуса [1].
Литературный текст произведения пронизан верой в лучший исход:
«…Верь, о душа моя, жизнь так светла на исходе…
Верь, о душа моя, солнце высокое встанет,
утро настанет!».
Основной идеей здесь предстает образ человека или народа в целом, идущего навстречу свету, из тьмы, той самой поработительной силы, приносящей страдания нации.
Поэт использует эффект повторения с помощью слова «Верь…», а композитор, в свою очередь, поддерживает это повторение с помощью использования эффекта нарастания динамики и гармонической насыщенности ткани произведения, тем самым подчеркивая поэтический текст, и усиливая мощь постепенно, как будто помогая поэту вселить веру в человека, устремляя его к возрождению своей нации, к свободе и независимости.
Хор «На солнечном восходе» написан в трех-частной форме, где третья часть является динамической репризой, развитие которой приводит к масштабному завершению. Первые две части между собой четко отделены, поэтому выписанных композитором пауз для хора будет вполне достаточно, чтобы перестроится на новый характер звучания второй части. А вот при соединении второй и третьей частей, можно проследить плавное перетекание музыкального материала из одной части в другую, здесь при работе с хором стоит больше обратить внимание на цепное дыхание, и плавный переход из партий мужских в партию женских.
Отдельно необходимо рассмотреть средства музыкальной выразительности, использованные композитором в данном хоре.
Указанное в самом начале темповое обозначение Largo длится на протяжении первой части, далее немного уточняется следующим обозначением Largo maestoso во второй части и успокаивается на повторении музыкального материала в третьей части con calma. Особых темповых различий в произведении не отмечается, однако характер во 2 части меняется, о чем и заявляет авторская ремарка maestoso - величественно. Композитор подчеркивает тем самым степенность и размеренность музыкального развития.
Выбранный темп непосредственно связан с фактурой. Медленный темп позволяет выделить как легкую и прозрачную фактуру в одних фрагментах, так и торжественную мощь в других. Фактура в произведении многогранна, совмещает в себе различные формы ведения голосов. В первой части основной упор сделан на гомофонно-гармонический склад, однако мелодия баса самостоятельна, что добавляет некоторый элемент полифонии, диалога уже в первой части, но по ее завершении все голоса сливаются в едином метроритме. В работе с хором над первой частью следует обратить внимание на проработку гармонических созвучий по вертикали, добиться тембральной слитности голосов.
Вторая часть начинается с фугато. Основная тема на слова «Словно храм многоярусный встал пред тобою» довольно выразительна. Ее начало с плавного движения в пределах м. 3, внезапный скачок на м. 6 в середине темы с дальнейшим ее заполнением, выдержанный звук протяженностью в целую ноту на вершине темы, сам литературный текст - все это литературно-музыкальными средствами рисует некую звуковую архитектуру, придавая величественность и грандиозность образу. Целостный образ достигается еще и за счет того, что звучное переплетение всех голосов открывают басы, а далее по очередности снизу вверх вступают остальные партии хора - тенора, альты и, наконец, сопрано.
Следующий эпизод со словами «Видели своды его молчаливое вечное рвение духа…» звучит в исполнении мужской группы хора в гармоническом изложении, возвращая размер 4/4. Они звучат как принятие увиденной действительности и смирение перед ней. Здесь строгие гармонии подчеркивают аскетический настрой, напоминающий хорал. Ю. Клаз в своей статье о финской хоровой музыке пишет об этом разделе: «Древней архаикой веет от эпизода, следующего за фугато (мужской хор). Он свидетельствует о богатстве темброво-акустического мышления композитора. Аскетически суровое, лапидарное звучание хора в некотором роде ассоциируется со старинными общинными песнопениями» [1, с. 99].
Вокально-хоровая работа над произведением Тойво Куула, пожалуй, должна строится по пути работы над темброво-аккустическим звучанием. Тембральная окраска хора на протяжении всего сочинения постоянно меняется - лирическое, проникновенное звучание в начале и репризе, драматическое, величественное в середине и в коде, мужественно-архаичное перед репризой. Здесь важна не только хормейстерская работа над звуком, но и дирижерский жест, соответсвующий тому или иному характеру звучания.
В 1 части хора от певцов необходимо добиться точного тембрального, ритмического и дикционного ансамбля. В эпизоде с фугато хормейстеру важно выделить вступление каждого голоса, в том числе за счет diminuendo к концу главной темы предыдущей партии. Это основное правило при исполнении полифонической фактуры. В третьей части ведение мелодии передано в начале группе женских голосов и далее как в первой части бас вступает с отдельной мелодией, а остальные голоса иллюстрируют гомофонно-гармонический склад,. В кульминационной части произведения все голоса в едином порыве звучат вместе в широких гармониях.
Палитра динамических оттенков в этом хоре очень разнообразна. Она варьируется от прозрачного pp до громоподобного ff. Динамика позволяет усилить смысловую нагрузку произведения. Дирижеру необходимо детально продумать качество жеста, так как простое piano, в разных частях произведения, наполнено разным смыслом и несет в себе различные задачи, это необходимо учитывать в выборе того или иного жеста для показа. Здесь важно продумать правильную и удобную амплитуду, горизонтальное ориентирование рук, объем в кисти и всё это подчеркнуть мимикой, адекватной смысловому наполнению каждой фразы.
В этом произведении композитору удалось прекрасно синтезировать текст и музыку. Благодаря тому, что заданный композитором ритмический рисунок, связан напрямую с литературным текстом произведения, исполнителям будет удобно вести фразу, ощущая логичное сочетание музыки и текста: более объемные длительности позволяют выделить самое важное слово в фразе («верь…», мелкие длительности дают возможность подвести текст к самой важной мысли во фразе, триоли будто оттягивают прекрасный момент в гармонии и в слове («солнце высокое», «светом зальет оно в городе крыши»). А дирижеру, в свою очередь, необходимо определить сначала для себя, а потом и объяснить хору удобное развитие внутри фраз: обозначить кульминации, расставить акценты, создать эффекты затухания и нарастания с помощью динамики и дикции. Далее, от частного к целому выстроить развитие не только внутри фраз, но и на протяжении всего произведения, а также продумать соединительные моменты фраз: выяснить наличие и необходимость цезур, цепного дыхания, уточнить получает ли музыкальная ткань развитие в последующей фразе или имеет логическое завершение в этой, а в следующей начинается новая мысль.
Для дирижера основной трудностью станет, конечно, многозадачность, так как необходимо учесть в отдельности каждую деталь для достижения замысла композитора, не потеряв общую целостность его. А так как в данном хоре сочетается огромное разнообразие таких элементов, дирижеру предстоит объемная работа как до выхода к хору, так и во время работы с ним, для того чтобы все детали произведения слились в единое красочное музыкальное полотно.
Библиографический список
1. Клаз Ю. Из истории финской хоровой музыки [Текст] / Ю. Клаз // Русская и финская музыкальные культуры. – Петрозаводск. : Карелия, 1989. – С. 91 - 101