ольга ярославцева
Исследовательско-творческий проект по экологическому воспитанию «Берегите птиц!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.
Публикация «Исследовательско-творческий проект по экологическому воспитанию „Берегите птиц!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Гипотеза: Выработать вместе с детьми способы и действия по охране
птиц, создать условия на территории детского сада для привлечения
зимующих птиц разных видов;
Проблема: Проведенные предварительно беседы, наблюдения за детьми показали, что многие из детей старшего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Цель: Создать условия для размышления детей о ценности всего живого, о необходимости заботиться о птицах, охранять их.
Задачи: 1) Формировать у детей элементарные представления о зимующих
птицах, их строении, способах передвижения, разнообразии, узнать
как можно больше о зимующих птицах ближайшего окружения
(почему так называются, как защищаются от врагов, зачем нужны в
природе, выяснить почему нужно заботится о них зимой, и что
мешает их жизни в зимнее время года, о значении зимующих птиц в
природе и жизни человека;
2) Формировать интерес к исследовательской деятельности;
3) Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать,
делать выводы на основе полученной информации, анализировать; активизировать творческие способности детей;
4) Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к ним, желание помочь пернатым пережить суровое зимнее время.
Предполагаемый результат по отношению к детям: заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой); сформирована определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней; по отношению ко взрослым: повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности, гармонизируются детско-педагогические отношения, повысится уровень экологической культуры личности.
Тип проекта: Исследовательско - творческий, краткосрочный
Срок реализации: ноябрь - февраль
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»
Технология
Первый этап - постановка проблемы.
Деятельность педагога: Отбирает возможные темы, предлагает их детям. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп. Определяет продукт проекта: создание уголка «Берегите птиц!»
Деятельность детей: Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.
Срок: ноябрь
Второй этап – обсуждение проблемы, принятие задач.
Деятельность педагога: Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
Деятельность детей: Вырабатывают план действий (собрать информацию, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе
Срок: ноябрь
Третий этап – работа над проектом
Деятельность педагога: Планирует деятельность -
1. Акция «Берегите птиц!»
Деятельность детей: Участвуют в сборе информации, в раздаче листовок об охране птиц, рисуют плакаты
Результат: Выставка плакатов «Берегите птиц!»
Срок: ноябрь. Ответственные: дети, родители
2. Творческий конкурс «Кормушка»
Деятельность детей: Участвуют в изготовлении кормушек из разных материалов (коробки, пластиковые бутылки, дерево, пластмасса)
Результат: Размещение кормушек на участке детского сада
Срок: ноябрь. Ответственные: дети, родители
3. Чтение стихотворения С. Маршак «Где обедал воробей»
Деятельность детей: Слушают произведение, участвуют в беседе, рисуют иллюстрации к стихотворению.
Результат: Создание самодельной книги из рисунков по произведению.
Срок: ноябрь.
Ответственные: дети, воспитатель
4. НОД «Птицы – наши помощники»
Деятельность детей: Рассматривают иллюстрации в энциклопедиях, альбомах; участвуют в беседе, рассказывают о своих наблюдениях
Результат: Создание коллажа «Этих птиц мы знаем, любим их и охраняем»
Срок: ноябрь.
Ответственные: дети, воспитатель
5. Беседа «Чем питаются птицы?»
Деятельность детей: Участвуют в беседе, высказывают свои предположения, определяют какие корма предпочитают зимующие птицы
Результат: Заготовка различных видов кормов, подкормка птиц
Срок: ноябрь.
Ответственные: дети, воспитатель
6. Чтение художественного произведения В. Бианки «Синичкин календарь»
Деятельность детей: С интересом слушают рассказы, участвуют в беседе по прочитанному, рисуют иллюстрации к рассказам
Результат: Создание самодельной книги
Срок: По месяцам, начиная с декабря
Ответственные: дети, воспитатель
7. Рисование «Стайка птиц»
Деятельность детей: Участвуют в рассматривании иллюстраций в альбомах, книгах, называют птиц, рассказывают о птицах, отвечают на вопросы.
Результат: Коллективная работа «Птичья семья»
Срок: декабрь
Ответственные: дети, воспитатель
8. Ручной труд «Воробушки» (из природного материала)
Деятельность детей: Читают стихи о воробьях, отгадывают загадки, участвуют в дидактической игре «Собери птицу из частей», выбирают природный материал и конструируют поделки.
Результат: Оформление выставки в уголке природы
Срок: декабрь
Ответственные: дети, воспитатель
9. Сбор информации о птицах детьми
Деятельность детей: Выбирают птицу по желанию и совместно с родителями находят загадки, стихи, картинки, иллюстрации, интересные факты о птицах, выполняют рисунки.
Результат: Создание самодельной мини-энциклопедии о птицах
Срок: декабрь
Ответственные: дети, родители
10. Цикл наблюдений за птицами:
Тема: «Мы повесили кормушки»
Деятельность детей: Выясняют, почему кормушка нужна птицам именно зимой; рассказывают, почему кормушки не нужны животным, проверяют состояние кормушек, чтобы заменить или починить их.
Результат: Проговаривание закличек для птиц на кормушки
Срок: январь.
Ответственные: дети, воспитатель
Тема: «Какие птицы прилетают на участок»
Деятельность детей: Рассматривают птиц, называют их, размер, окраску, оперение, издаваемые звуки; участвуют в беседе-рассуждении «Почему так птиц назвали»
Результат: Подкормка птиц
Срок: январь.
Ответственные: дети, воспитатель
Тема: «Что делают птицы клювом и лапами»
Деятельность детей: Наблюдают и рассказывают о том, что делают каждой частью тела птицы, какую роль играет окраска, хвост, оперение.
Результат: Фотографирование птиц для фотовыставки
Срок: январь.
Ответственные: дети, воспитатель
Тема: «Что любят птицы?»
Деятельность детей: Дети раскладывают разнообразный корм для птиц в кормушки, на ветки, на землю, наблюдают и рассказывают о том, что птицам больше нравится, что предпочитают, как поедают корм.
Результат: Создание птичьего стола для голубей из снежной насыпи
Срок: январь.
Ответственные: дети, воспитатель
Тема: «Ищем птичьи следы»
Деятельность детей: Рассматривают следы на снегу, находят среди них птичьи, рассказывают об их особенностях, отгадывают по следам, что делали птицы (прыгали, ходили, обрывание цепочки следов)
Результат: Изготовление дидактической игры «Чьи следы»
Срок: январь.
Ответственные: дети, воспитатель
11. Аппликация «Птицы на кормушке»
Деятельность детей: Находят в старых журналах, открытках изображения знакомых птиц, вырезают и наклеивают на общую кормушку.
Результат: Создание коллажа
Срок: январь.
Ответственные: дети, воспитатель
12. Лепка «Снегири прилетели» (из солёного теста)
Деятельность детей: Наблюдают за снегирями, составляют рассказы- описания по наблюдениям, по картинкам, слушают стихи, отгадывают загадки, лепят птиц и раскрашивают.
Результат: Создание панно на ткани
Срок: февраль
Ответственные: дети, воспитатель
13. Ручной труд «Шапочки птиц»
Деятельность детей: Помогают воспитателю вырезать по контуру изображения птиц, полоски для ободков, наклеивать вырезанных птиц на ободки, участвуют в дидактической игре «Что это за птица?»
Результат: Инсценировка стихов про птиц
Срок: февраль
Ответственные: дети, воспитатель
14. Представление собранных познавательных материалов про птиц
Деятельность детей: Приносят собранные оформленные материалы, рассказывают о своей работе, показывают всем воспитанникам рисунки, картинки, фотографии из своего альбома или папки.
Результат: Оформление творческой выставки в уголке природы
Срок: февраль
Ответственные: дети, воспитатель
Четвёртый этап – подведение итогов
Деятельность педагога: Разработка сценария – презентации «Берегите птиц!», оформление познавательного уголка «Мир птиц»
Деятельность детей: Разучивание материала по сценарию
Результат: Представляют проделанную работу в продуктивной, познавательной, игровой деятельности
Срок: февраль
Ответственные: дети, воспитатель, родители.