Пилюгина Марина Владимировна
Исследовательский проект «Земляки наши меньшие» для подготовительной группы (Оренбургский край)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
С чего начинается Родина? Прежде всего с любви к малой Родине, к каждой травинке, малой былинки, к степным обитателя и тем, кто свободно. Там, где мы родились, мы начинаем познавать окружающий мир. Первые представления ребенка об окружающем связаны с тем, что он видит. Восприятие окружающего мира современных детей ограничено. В связи с этим требует его расширение в условиях ДОУ. Дети не имеют возможности наблюдать за дикими животными. В связи с этим необходима организация познавательной деятельности в ДОУ направленной на знакомство с животным и растительным миром родного края.
Публикация «Исследовательский проект „Земляки наши меньшие“ для подготовительной группы (Оренбургский край)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Оренбургская область
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В Оренбургской области животный и растительный мир представлен большим многообразием. Среди животных есть редкие виды, занесенные в Красную книгу. Рассказы о животных вызывают у детей, как правило, интерес, эмоциональный отклик. В этом возрасте дети способны к эмоциональному переживанию. Поэтому актуальным становится воспитание бережного отношения к природе. Ведущей в современном образовании остается воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле.
Дошкольники имеют небольшое представление о ней животных и, в частности, об обитателях наших степей. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети имеют трудности в определении растений Оренбургских степей.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес к животным и растениям Оренбургского края
Задачи:
• Знакомить детей с животными (зверями, проживающими на территории Кемеровской области, их повадками, образом жизни) и растениями (виды, деревья, строение, зависимость от погодных условий, польза для человека и края) оренбургской степи.
• Воспитывать любознательность к родному краю, бережное отношение к животным и природе.
• Развивать психические познавательные процессы (мышление, память, восприятие, речь, творческие способности.
Методы: беседы, виртуальные экскурсии, рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин, видеофрагментов, восприятие художественной литературы, популярной научно-познавательной литературы, дидактические игры, упражнения, физические упражнения (пластические этюды).
Формы: коллективная, индивидуальная, подгрупповая.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, двигательная.
Ожидаемый результат:
• знание названий животных родного края (лось, благородный олень, лисица обыкновенная, барсук, степной кот, хорёк степной, перевязка, горностай, ёж, крот, кожан двухцветный, заяц-русак, бобр обыкновенный, белка, суслик, крыса серая, хомяк обыкновенный, полёвка обыкновенная, мышь полевая, глухарь, тетерев, рябчик, большой пестрый дятел, европейская чернозобая гагара, кудрявый пеликан, малый баклан, ящурка разноцветная, медянка, гадюка степная, уж)
1. Представления об образе жизни животных, способах зимовки (животные спящие зимой, сезонная смена цвета шкурки у животных, животные ведущий наземный и водный образ жизни, хищные, травоядные и всеядные животные);
2. Представления о растительном мире и его сезонных изменениях (строение, отличительные особенности, как изменяются деревья осень, от чего зависит цвет листьев);
3. Знание названий животных Оренбургской области, занесенных в красную книгу (сайгак, двуцветный кожан, норка, перевязка, степной кот и т. д.);
4. Знание растительного мира Оренбургского края, зависимость изменения окраски листьев разных деревьев в зависимости от времени года.
5. Потребность в дальнейшем познании животного мира «Оренбургской области».
Продукт: макета обитателей оренбургской степи.
Сроки выполнения:2 недели (краткосрочный)
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
По продолжительности: краткосрочный
По характеру деятельности: познавательно-исследовательский.
Отличительной особенностью данного проекта является не просто знакомство детей с животными родного края, но и углубление и систематизация представлений.
Проект носит и творческий характер. Дети работают с информацией о животных: составляют описательные рассказы, загадки, создают собственный макет о животных (справочно-информационное пособие).
Значительное место в проекте отведено проведению бесед и мероприятий, посвященных охране природы. В процессе бесед, дидактических игр у детей формируется понимание того, что не только непосредственная помощь животным (кормление, запрет на охоту, но и бережное отношение в природе в целом, например, выполнение правила поведения в природе (не мусорить, не разорять гнезда, не кричать и др., позволяют поддерживать экологию и охранять животных. Бережное отношение к деревьям, растениям и кустарникам.
2. ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационный
• Выявление имеющихся представлений о животных и растениях родного края.
• Определение вопросов, необходимых для изучения животных родного края.
• Формулирование целей и задач, соответственно предполагаемого продукта проекта.
В проекте предполагается решение следующих проблем: Какие животные живут на территории Оренбургской области? Как выглядят эти животные? Какой образ жизни ведут? Чем питаются? Как зимуют? Какие у них детеныши? Кто из животных нуждается в охране и почему?
Цель (для детей) : расширение своих представлений о животных родного края.
Задачи:
• собрать информацию о животных родного края: как выглядят, где живут, какой образ жизни ведут, какие у них детеныши;
• определить животных, занесенных в Красную книгу;
• создать справочно-информационное пособие о животных родного края;
• придумать загадки и игры про животных родного края;
• сделать выставку «Животные нашего края».
2. Планирование
• Определение источников информации.
• Составление плана действий.
• Определение критериев оценки результата.
3. Реализация проекта
Перспективное планирование по образовательным областям
Направление развития
Речевое Словесные игры и упражнения с использование лексики по теме проекта : «Один – много», «Назови ласково», «Подбери признак», «Подбери действие», «Составь рассказ» и т. п.
Чистоговорки, пословицы, поговорки, скороговорки, афоризмы по теме «Животные нашего края».
Восприятие художественного слова: сказки, стихи, фольклор и т. п.
Сочинение сказок и рассказов о животных родного края.
Познавательное Рассказы:
• О животных.
• О Красной книге Оренбургского Края.
• О способах охраны животных и растений.
Беседы:
• Как животные готовятся к зиме?
• Как животные встречают весну?
• Почему нужно охранять животных?
Дидактические игры:
• «Четвертый лишний»
• «Угадай по признакам»
• «Что было бы, если …»
• «Чем отличается заяц от белки»
• «Придумай загадку о животном»
• «Найди одинаковых»
Демонстрации:
• видеоматериалы о изучаемых животных.
Художественно-эстетическое • рисование животных для справочно-информационного пособия;
• лепка фигурок животных.
Социально-коммуникативное • Беседы о правилах поведения на природе.
• Игра «Звери в лесу»
Физическое • Пальчиковая гимнастика.
• Физкультминутки.
Работа с родителями:
выполнение домашних заданий по теме проекта : беседы и рассказы о животных, поиск информации, рассматривание картинок, фотографий и т;
пополнение материалов проекта : справочная информация, книги, картинки, фотографии.
3. Заключительный.
• Презентация проекта.
• Выставка «Животные нашего края».
• Создание справочно-информационного пособия «Животные нашего края».
• Сборник загадок о животных.
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1. Играем с животными Комплекс дидактических игр и упражнений по теме «Животные нашего края» : «Четвертый лишний», «Угадай по описанию» и пр.
2. Сказки о животных Сборник пословиц, поговорок, фразеологизмов, потешек, песенок, загадок
3. Животные в картинках Сборник картинок, фотографий с животными родного края.
4. Животные Красной книги Альбом с животными, занесенными в Красную книгу (иллюстрации выполнены детьми)
5. Информационно-справочное пособие «Животные нашего края» Пособие с рассказами о животных и иллюстрациями, созданными детьми.
6. Прыгаем как зайцы, крадемся как лиса Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики
7. Читаем о животных Перечень произведений о животных родного края (сказки, рассказы)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса, Н. Е. Основная образовательная программа дошкольного образования[Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. –М. : Мозаика – Синтез, 2016. –342с.
2. Животные России. Самая первая энциклопедия. – М. :РОСМЭН, 2015.
3. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду[Текст] / О. А. Соломенникова. –М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 164с.
4. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома[Текст] / С. Н. Николаева. –М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 184с.
5. Ушакова, О. Д. Красная книга России: Животные[Текст] / О. Д. Ушакова. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008. – 284с.
6. Сладков, Н. Разговоры о животных. – М. : «Стрекоза – Пресс», 2002. – 74с.
7. Скоролупова, О. А. Дикие животные[Текст] / О. А. Скорлупова. – М. : Издательство Скрипторий, 2006. – с. 183