Манаенкова Лариса
Исследовательский проект «В мире звуков мы живём» (Исследовательская деятельность дошкольников на музыкальных занятиях)
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «В мире звуков мы живём»
(Исследовательская деятельность дошкольников на музыкальных занятиях)
Автор: музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории Манаенкова Лариса Александровна.
Название проекта : «В мире звуков мы живём»
Публикация «Исследовательский проект „В мире звуков мы живём“ (Исследовательская деятельность дошкольников на музыкальных занятиях)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Темочки
Направление проекта : изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождение, способов распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр; изготовление самодельных игрушек-инструментов и обучение игре на них.
Вид проекта : исследовательски - творческий, краткосрочный, групповой.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (1 месяц)
Участники проекта : дети 5 – 6 лет, педагоги.
Проблема проекта.
Многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не умеют воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать умения слушать и слышать все, что нас окружает. Игра - импровизация на самодельных музыкальных инструментах поможет дошкольникам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а также умения воспринимать и понимать музыку.
Цель: формировать у дошкольников умение слушать : от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию;
Задачи.
1. Развивать слуховое внимание детей, в данном случае участников проекта.
2. Развивать тембровый слух детей.
3. Воспитывать интерес к окружающему нас миру.
4. Развивать изобретательность детей.
5. Воспитывать умение детей применять теоретические знания на практике.
Актуальность проекта.
Всё чаще педагоги отмечают у большинства детей синдром «слухового невнимания». Исправлять такое положение вещей очень тяжело, проще не допустить. Я, как педагог, имеющий непосредственное отношение к звукам, сочла нужным развивать слуховое внимание детей с помощью игр со звуками, которые нас окружают.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей. У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному будут воспринимать окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный
• Составление системы занятий
• Подбор детской художественной литературы для инсценирования сказок.
• Подбор музыкальной литературы для слушания, пения, игры на детских музыкальных инструментах.
• Изготовление музыкально- дидактических игр
• Подбор аудиокассет, CD – дисков
2 этап. Выполнение проекта
Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»
Исследовательская деятельность детей
Дидактическая игра «Что звучит?»
Дидактическая игра «Что такое звуки?»
Дидактическая игра «Музыка или шум?»
Музыкальная мастерская - создание простейших шумовых инструментов;
3 этап: заключительный
- Презентация.
- Показ сказки - шумелки «Теремок» детям младшего возраста.
- Выставка самодельных шумовых инструментов.
- Итоговое занятие «В мире звуков»
Результаты проекта.
В результате выполнения проекта у детей произошло :
развитие познавательных способностей;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков;
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Приложение.
«В мире звуков»
Итоговое занятие по проекту «Звук – волшебник»
Цель.
Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать интерес к эстетической стороне действительности и потребность детей в творческом самовыражении.
Задачи.
1. Формировать у детей умение слушать и слышать: от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
2. Эмоционально откликаться на музыку, чувствовать смену ее характера, оттенки настроения, высказывать свои впечатления.
3. Закреплять знания о музыкальных инструментах.
4. Выступать в оркестре, начинать и заканчивать игру вместе. Исполнять свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение. Передавать различные ритмические рисунки.
5. Искать способы звукоподражания сказочным персонажам, используя самодельные музыкальные инструменты.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель.
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук-шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Давайте заглянем в комнату и прислушаемся. Что это?
Пьеса «Часики» (Ответы детей)
Ведущий.
Это тикают часы. Целый день они идут, никогда не устают. Эта пьеса называется «Часики», написал ее композитор Валерий Гаврилин. Мы слышим в ней точный ход минут. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные. А какие бывают звуки?
Ответы детей: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие, скрипящие, деревянные, стеклянные, металлические.
Музыкальный руководитель.
Давайте попробуем отгадать звуки.
(За ширмой музыкальный руководитель издаёт звуки при помощи предметов из разного материала. Дети отгадывают.)
Музыкальный руководитель.
Одни звуки мелодичные, другие – похожие на шум, т. е. музыкальные и немузыкальные.
Звучит марш из фильма «Старая, старая сказка» (музыка А. Петрова, выходит скоморох Гудоша.
Ведущий.
Скажите, пожалуйста, а вы кто?
Гудоша.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гудоша. Я не пою, а умею только гудеть. У-у! Я вам могу помочь найти звук. Давайте все вместе похлопаем в ладоши. (Дети хлопают)
Гудоша.
И что же у нас получилось?
Дети. Хлопки!
Гудоша.
Хлопки — это звук, который прячется у нас в ладошках. А теперь давайте встанем и помаршируем. Раз, два, три! Вы что-нибудь услышали?
Дети.
Топот ног.
Гудоша.
Конечно, в полу тоже прячется звук, который мы простучали ногами.
Дети, а вы любите смеяться?
Дети. Любим!
Ведущий.
А ведь смех — тоже звук. И у каждого смеха свой звук.
Гудоша.
А давайте поиграем. У меня есть платочек. Я его подбрасываю, а пока он летит, вы смейтесь (смехотерапия).
Ведущий.
А где еще может прятаться звук?
Гудоша.
А я сейчас пойду и поищу. Заглядывает под стулья.
Дети достают бумажные стаканчики, палочки, колокольчики, трещотки и т. д.
Дети исполняют песню «Шум и шорох»
Гудоша.
Дети, мы попали с вами в царство “Сказочные звуки”. Здесь живут волшебные инструменты. Они нам помогут сделать музыкальную сказку.
Сказка – шумелка.
Шёл по царству медведь. Барабаны.
Захотелось ему медку. Вдруг видит он улей, полный мёда.
А пчёлы в нём так и жужжат. Расчёски, карандаши.
«Авось, не покусают», – подумал медведь и полез в улей.
Тут пчёлы накинулись на него и стали больно жалить. Расчёски, карандаши.
Завыл медведь, застонал. Голос.
И побежал по лесу. Барабаны.
Вскарабкался на самый толстый сук и начал пилить. Тёрка.
Летела мимо птичка-синичка: «Не пили, медведь ветку! Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь». Свирели, колокольчики.
«Без тебя обойдусь!», – говорит медведь, а сам дальше пилит. Доска.
Скакала по ветвям белочка: Бубенчики, ксилофон.
«Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадёшь!»
«Скачи своей дорогой!», – говорит медведь, а сам дальше пилит. Доска.
Пробежала мимо лисичка: Колокольчики, связка ключей, колпачков.
«Не пили, медведь, лисят напугаешь и сам упадёшь!»
Не слушает медведь никого, знай себе пилит. Тёрка.
Тут мимо ворона летела и каркнула: «Ой, упадёт медведь!»
Сук обломился. Сжатый стаканчик.
Медведь рухнул. Барабаны.
Заплакал медведь, застонал. Голос.
Пожалели звери незадачливого медведя и помогли ему подняться. Наказали ему: “Никогда не пили сук, на котором сидишь!”.
Дети исполняют песню «Музыка», музыка Г. Струве.
Входит фея Музыки.
Фея.
Послушай музыку вокруг,
Она во всем — в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Все на свете дети знают:
Звуки разные бывают;
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки -
Музыкальные есть звуки.
Гудоша.
Какая красивая фея, какая красивая музыка. А откуда берётся такая музыка.
Ответы детей.
Для того, чтобы получилась музыка, нужны музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные, духовые, клавишные, клавишно – духовые.
Музыкальный руководитель.
Со звучанием некоторых инструментов мы тебя сейчас познакомим.
Игра «Отгадай, какой инструмент звучит»
Гудоша.
А у меня нет ни одного музыкального инструмента, а мне так хочется сыграть какую-нибудь мелодию.
Фея Музыки.
Не расстраивайся, Гудоша. Наши ребята научат тебя, как можно использовать обычные предметы для создания весёлой музыки.
Дети исполняют русскую народную мелодию «Жили у бабуси», используя бутылки с водой, крышки от кастрюль, деревянные ложки.
Гудоша.
А я вам покажу, как можно извлечь красивый звук при помощи стеклянного бокала.
А ещё я вас научу исполнять «Польку – шуршалочку», «Карандашно – бумажную польку»
Фея Музыки.
Чудесные звуки, очень музыкальные. Оказывается, в умелых руках любой предмет может стать музыкальным и сказочным.
Музыкальный руководитель.
Спасибо вам, друзья, за интересную встречу. Теперь мы знаем, что музыку можно услышать во всём. И об этом я предлагаю спеть песню.
Все участники и дети исполняют песню «Музыка всегда с тобой».