Татьяна Барабанова
Исследовательский проект «Каша — вкусная и полезная пища»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
• дети подготовительной группы
1. Введение
1.1 Актуальность проекта : необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано экологической и социальной ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Исследования показали, что неправильное питание может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как сердечно-сосудистые заболевания и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни.
Публикация «Исследовательский проект „Каша — вкусная и полезная пища“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Исследовательская деятельность
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Опыты, эксперименты, исследования
- Каша. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель: Сформировать знания о полезности каши. Каша — залог здорового питания.
Задачи:
• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу
• Развивать специальные способы ориентации, экспериментирование и моделирование
• Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя.
• Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
• Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков : выявить проблему; с помощью воспитателя искать нужное решение, выбирать наиболее адекватный способ решения; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Физическое развитие:
Расширять представления детей о полезности употребления в пищу разнообразных каш.
Формировать у детей навыки безопасного поведения, привычку вести здоровый образ жизни, развивать осознанное отношение к своему здоровью
Познавательное развитие:
Систематизировать знания, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей,
Развивать способность к речевому планированию, устанавливать причинно-следственные связи
Речевое развитие:
Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении
Социально- коммуникативное развитие:
Развитие самопознания и положительной оценки; овладение способами вне ситуативно-личностного общения
Продолжать приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу
Художественно — эстетическое развитие:
Развивать воображение, технические навыки рисования, коллективное творчество: воспитывать стремление действовать согласованно.
Закреплять умение петь самостоятельно, эмоционально.
Планируемый результат
Осознанное отношение к своему здоровью, умение выбирать полезные продукты, понимание значимости употребления каш; формирование произвольного поведения, повышение самооценки навыки коммуникативного общения.
2. Алгоритм разработки проекта
2.1 Подготовительный этап
1. Выбор темы проекта
2. Определение целей и задач, составление плана работы.
3. Подбор материала, уточнение имеющейся информации.
2.2 Практический этап (формирование специфических знаний, умений, навыков).
- беседы; решение проблемных ситуаций; дидактические игры и упражнения
- дидактические игры
- драматизация сказок
- загадки, пословицы, поговорки
- стихи, рассказы, сказки.
- дидактические и сюжетно-ролевые игры
- правила этикета
- пальчиковая гимнастика
- общеразвивающие упражнения
- викторины
- воспитание культуры еды
- рисование, лепка, аппликация «Поделки из круп», «Полезные и вредные продукты», «Каша на столе», панно «Каша на столе – друзья в доме»
- разучивание песен, танцев.
3. Основная часть
3.1 Защита проекта
Актуальность проблемы
И в детском саду и дома нам часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», Не будешь есть кашу, силы не будет». Я с детства не любила кашу, и в столовой, я часто вижу, как некоторые дети не очень охотно едят кашу. Вот мы и подумали: «Действительно ли так полезны каши, как все говорят?». Мы решили выяснить этот вопрос. Может быть, это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, полезным – вкусное не всегда. С этой проблемой мы обратились к нашему воспитателю – Светлане Андреевне. Она объяснила нам о полезных микроэлементах, которые находятся в злаках. Предложила нам провести исследование и всем вместе выяснить – полезны каши или нет. Мы с детьми поставили цель, определили задачи и составили план работы. Работа началась.
Цель: Выяснить, полезны ли каши для здоровья человека?
Задачи:
1. Узнать историю появления каши в жизни человека.
2. Узнать, из каких злаков получают крупу для каши.
3. Выяснить питательные ценности каши.
4. Определить, полезны каши или нет.
Гипотеза: Мы предполагаем, что каши не приносят пользы организму человека и хотим это выяснить вместе с детьми и родителями.
План работы:
1. Найти материал, рассказывающий об истории появления каши в жизни человека.
2. Спросить у взрослых, что они думают о пользе каш. Узнать, любят ли кашу дети и почему
3. Узнать из чего готовят каши.
4. Выяснить, как влияют каши на организм человека.
5. Упоминается ли о кашах в литературных произведениях?
6. Сделать вывод о том, полезны каши или нет.
7. Провести дегустацию различных блюд приготовленных из каш.
8. Составить презентацию о кашах, их происхождении и пользе для человека.
Предполагаемый результат:
ребенок должен получить первичные представления о зерновых культурах, крупах и кашах, получаемых из них;
уметь различать и называть каши;
полюбить каши за их вкусность и полезность.
3.2 История появления каши в жизни человека
Каша – самое распространенное блюдо. Само слово каша означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки.
Каша — блюдо из разваренных в воде или в молоке зёрен крупы, иногда с такими добавками как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты, варенье. Каша традиционная пища на завтрак. Готовили её раньше в глиняных или чугунных горшках в печи, сейчас готовят в кастрюлях на плитах.
3.3 Методы исследования :
1. Во-первых, хотелось бы узнать, из каких злаков готовятся каши.
Варят каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Злаки содержат все необходимые организму питательные вещества. Как и у каждого народа, у которого преобладало земледелие в отличие от разведения скота и охоты, зерновые культуры и продукты его переработки были основными продуктами питания.
3. Следующим этапом было анкетирование. Мы провели исследование и при помощи анкетирования попыталась узнать любят ли дети старших групп кашу и какую? В анкетировании участвовали 66 человек. Анкета состояла из 6 вопросов о кашах. Выяснилось, что 18 ребят не любят каши, а 48 едят и любят каши: манную, гречневую, рисовую, пшенную. Почти все ребята знают о полезных свойствах каши для здоровья человека.
4. Затем мы отправились в детскую поликлинику на встречу с педиатром с вопросом, чем же полезна каша для организма человека?
И узнали что в кашах, очень много полезных веществ и витаминов. Они улучшают пищеварение. В кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества. Гречневая каша – для сердца. Одна из самых полезных каш пшенная каша для энергии. Считается, что пшенная каша придает силы. Овсяная каша против старения, содержит витамин «С», который защищает организм от старения. Перловая каша для молодости. Известна дамам как «Каша красоты»
— Повар Римма Томовна рассказала, из чего варят каши. Мы узнали, что из пшеницы мелят манную крупу и варят манную кашу. Из проса получают пшено и варят пшенную кашу. Из ячменя варят перловую и ячневую каши. А рис – гость из Азии. Из риса готовят рисовую кашу.
А мамы сказали «Каша придает силы человеку. В ней много витаминов.
4. Упоминается ли о кашах в литературных произведениях?
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, пословиц и поговорок, как о каше- символе благоденствия. Ребята нашей группы знают рассказы, сказки, пословицы, загадки, стишки про кашу. Мы не только читали эти произведения, но и поставили драматизацию сказки «Каша из топора». Пели песни и даже танцевали. (Танец поварят)
5. Применяются ли крупы еще где – то?
Из круп мы делали панно, организовывали выставку. Играли в разнообразные игры: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Третий лишний» и др.
3.4 Заключение
ПРОВЕДЯ ИССЛЕДОВАНИЕ, МЫ СДЕЛАЛИ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД:
Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт. Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний.
1) Каша имеет многолетнюю историю;
2) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы;
3) Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов;
4) О каше написано много сказок, загадок, пословиц;
5) Подобрали и подготовили богатый материал в виде презентации для старших дошкольников о полезных свойствах каш и их разнообразии.
А наши дети поняли, что оказались не правы в своих догадках о том, что каша не является полезной. Одним словом, наша гипотеза не подтвердилась, поэтому «Ешьте больше каши – будете здоровы!»
Литература
1. В. В. Похлёбкин «Национальные кухни наших народов»
Москва, «Пищевая промышленность», 1978 г.
2. В. М. Ковалев «Русская кухня: традиции и обычаи»
Москва, «Советская Россия», 1990 г.
3. Т. В. Корелина «Кулинария для всех»
С-Петербург, «Амаранта» 1992г
4. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова «Разговор о правильном питании.»
Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.
5. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 2009г
6. Сайты Интернета