Наталья Емельяненкова
Исследовательский проект по экологии «Почему пауки не попадаются в свои сети» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных, увлечь детей маленьким, но интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков».
Задачи: выяснить, какие бывают пауки, зачем пауку паутина и почему они не попадаются в свои сети.
Собрать информацию о пауках в книгах, энциклопедиях. Провести опыт.
Публикация «Исследовательский проект по экологии „Почему пауки не попадаются в свои сети“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Паук. Проекты
- Пауки, паучки, паукообразные
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Гипотеза: Пауки бывают разные: большие и маленькие. Все пауки плетут паутину. Паутина паукам нужна для охоты на насекомых, которыми они питаются, а также пауки украшают паутиной свои жилища. Но сами пауки не попадаются в свои сети. Почему?
Методы исследования: поиск информации, рассматривание рисунков и фотографий, просмотр мультфильмов, чтение стихов и рассказов, загадывание загадок, логические рассуждения, исследовательская деятельность, опыты.
Актуальность: многие люди испытывают неприязнь к паукам из-за их необычного внешнего вида. Помочь детям побольше узнать об этих удивительных животных, их повадках, образе жизни, а также - почему пауки не прилипают к своей паутине.
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – подготовительный.
Поиск информации о пауках. Чем пауки отличаются от других животных. Рассматривание картинок и иллюстраций, чтение книг.
Вывод: Общие признаки пауков: восемь ног (У насекомых – 6 ног, у ракообразных – 10 и более)
Пауков отличает ещё одна особенность: из похожего на шёлк вещества они вырабатывают паутинную нить.
Паутина нужна паукам не только для охоты: для плетения яйцевых коконов, для выстилки норы, опутывания жертвы, для страховки при падении с высоты и расселения своих детей.
Паутина - один из самых прочных в мире материалов. Она прочнее, чем стальная проволока такой – же толщины! Пауки плетут разную паутину – для кокона – паутина толстая и мягкая, для сетей – клейкая и эластичная.
Паутинную нить для постройки сетей и ловушек пауки вырабатывают клейкую и неклейкую, пауки передвигаются по неклейким нитям. Лапки паука вырабатывают масляничное вещество, поэтому если паук наступит на липкую нить, то не прилипнет.
2 ЭТАП – практический.
Исследование полученной информации. Итак, мы узнали, что паук плетёт сети из клейких и неклейких нитей.
Проведем опыт:
1. Отрезаем 10-15см скотча. Приклеиваем его в центр листа черной бумаги.
2. Отрезаем кусочек скотча такого же размера и тоже приклеиваем его в центр так, чтобы получился крестик.
3. Отрезаем еще два таких же кусочка скотча и приклеиваем их, повторяя макет паутины.
4. Дотрагиваемся пальцем до каждого кусочка приклеенного скотча. Пальцы не липнут.
5. Отрезаем пятый кусочек скотча такой же длины, приклеиваем его липкой стороной вверх. Для этого сгибаем края так, чтобы они легко приклеились к бумаге.
6. Ластиком от карандаша дотрагиваемся до липкой стороны скотча. Ластик прилип.
Вывод: паутина сделана из липких и нелипких полосок. Нелипкие полоски выглядят как спицы у колеса. Четыре кусочка скотча в нашей модели как раз и представляют собой поддерживающие части паутины. Полосы, которые находятся между «спицами» паутины, покрыты липким веществом (вспомним пятый кусочек скотча). Пауки не попадаются в свои сети, так как «гуляют» только по нелипким полоскам.
7. Смажем указательный палец растительным маслом и дотронемся до скотча. Он не прилипает.
Вывод: у паука в лапках есть специальное масло. Поэтому даже если он ходит по липким полосам не попадается в свою паутину.
3 ЭТАП – заключительный.
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
• Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.
• Изготовление мини-энциклопедии «Кружевных узоров мастер».