Марина Александрова
Исследовательский проект по изобразительной деятельности «Фантазии на камне»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Александрова Марина Викторовна
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №17
г Усолье-Сибирское, Иркутской области.
Тип проекта: Творческий
По характеру содержания: ребёнок и природа (неживая)
По количеству участников: групповой.
По времени: средней продолжительности —1 месяц
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители
Цель проекта:
Развивать художественно-творческие способности дошкольников; раскрыть значение нового, нетрадиционного приема художественного рисования на камне;
Публикация «Исследовательский проект по изобразительной деятельности „Фантазии на камне“» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Задачи:
• изучать, закреплять и активно применять способы нетрадиционной техники в изобразительной деятельности;
• научить детей расписывать камни акриловыми красками, совершенствуя их умения рисовать кистью разными способами;
• способствовать развитию интереса семьи к совместному детско-родительскому творчеству.
• содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
Сроки проведения: август 2014 года.
Актуальность темы: Дети очень любят рисовать. Изобразительная деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к творчеству рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Творческая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет рисовать. Чем разнообразнее и интенсивнее художественная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
Подбор методической литературы, дидактического материала, инвентаря для рисования.
2. Основной.
Схема реализации проектной деятельности с детьми и интеграция видов детской деятельности:
1. Игровая (Д/И в кругу «Назови признаки камня», «Что из чего сделано?», «Черный ящик»)
2. Коммуникативная (Беседы на темы: «Камень в природе», «Для чего нужны камни?», «Где можно обнаружить камни?», Рассматривание альбома «Роспись на камне», Презентация «В мире камня».)
3. Двигательная (Физкультминутка “Гора”, Подвижные игры)
4. Музыкальная (Игра «Каменный оркестр»)
5. ВХЛ и Ф (Загадки, стихи…Сказки «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», Л. Толстой “Умная галка”, английская сказка “Три поросенка”
6. Познавательно-исследовательская (опыты - см ниже, Создание коллекции “Камни разнообразной формы”)
7. Изобразительная …Роспись камней акриловыми красками для оформления участка
С родителями:
Консультация для родителей «Роспись на камне».
Привлечение родителей для поиска необходимых камней для работы с детьми в группе
Творческая выставка камней, выполненная совместно родителями и детьми «Удивительные камни»
3. Заключительный.
Фотовыставка «Камни глазами детей».
Украшение участка детского сада камнями, раскрашенными детьми в группе под руководством воспитателя
Презентация проекта «Как это было»
Выводы: по программе
В процессе проекта:
Дети создают на камне изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения, используют разнообразные композиционные решения. Они используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов, выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Приложение
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает,
камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Дидактическая игра.
«Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края) .
(гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные)
«Для чего нужны камни?» (ответы детей)
«Где можно обнаружить камни?» (на улице, в горах, в море, на даче) .
Задания-эксперименты.
1. Выложите камни в ряд от самого большого до самого маленького.
2. Найдите самый большой и маленький.
3. Камни на ощупь. Какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый.
4. Рассмотрите камень через лупу, что видим? (трещинки) .
5. Сравните камешек и пластилин. Сожмите. Что произошло? Изменилась ли их форма? Вывод: камень твердый, а пластилин мягкий.
6. Проверим камень на твердость. Поцарапайте камень ногтем. Попробуйте поцарапать камень монетой. Что можно сказать о камне, какой он?
8. Могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Что они издают?
9. “Тонет – не тонет”
Описание опыта. На столике сосуд с водой, рядом два предмета: кусочек дерева и галька речная.
Задание: исследовать, тонет или не тонет?
Первым кладем в воду кусочек дерева, потом берем камушек и опускаем в воду.
Вывод. Легкий предмет не тонет, а тяжелый тонет.
Проводим игру “Кто лучше скажет этот вывод на русском языке.
10. Можно ли забить гвоздь в камень с целью объяснения детям, что камни твердые.
Описание опыта. На столе кусочек дерева и речная галька одного размера. Сначала гвоздь вбивается в дерево, а потом в камень. Задается вопрос: “Почему гвоздь не вбивается в камень?”.
Делается вывод. В отличие от дерева, камни твердые, поэтому гвоздь в камень не вбивается.
11. Игра “Черный ящик”
Описание игры с элементами исследования. Вносится черный ящик с предметами (кусочек дерева, сухарик, яблоко, картофель, гальки 4-5 штук. Дается задание: достать камень из черного ящика. Дети на ощупь достают предмет – гальку. Задается вопрос: “Как ты понял, что это галька?”.
Вывод. Галька на ощупь холодная – должны сказать дети.
Презентация «В мире камня».
-Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем?
На этом этапе мы начинаем разрисовывать камни.
Загадки:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Детские стихи про камни и камушки речные и морские:
А. Монт
Я по бережку морскому похожу, похожу.
Я на камешки морские погляжу, погляжу.
Погляжу, возьму с собой,
С моря синего — домой.
С. Островский
Всё хохочет ручеёк
И не нахохочется.
Он по камушкам течёт,
А камушки щекочутся!
А. Орлова Камушек
Посмотри, какой малыш –
Круглый гладенький голыш!
На щеках румянец,
На макушке глянец,
Подпоясан пояском,
На меня глядит глазком!
Ну а море, чуть дыша,
Нежно гладит малыша!
В. Кулаев
У прибоя возле скал
Вовка камешки искал.
Каждый камешек хорош:
Вот на солнышко похож,
Этот с синей полосой,
Тот вот с красной полосой,
Вот на рыбку, на кота!
Лучший выбрать – маета!
Мама смотрит – Вовки нет!
На песочке только след:
Вовка с сумкою идёт,
Снова камешки несет!
Но куда всё это нам?
Их ведь много по углам!
Камни в город мы везём,
Саквояж несём вдвоём!
ЕСЛИ БРОСИТЬ КАМЕНЬ ВВЕРХ…
Если бросить камень вверх
Высоко-высоко,
Полетит он прямо вверх
Высоко-высоко -
Выше крыш
и
птичьих гнёзд,
Долетит до самых звёзд.
И СВАЛИТСЯ ПРЯМО НА ГОЛОВУ КАКОМУ-НИБУДЬ ИНОПЛАНЕТЯНИНУ!
- Это кто там хулиганит
Высоко в вышине?
Это кто там бросил камень
Прямо на голову мне?
Вот поймаю - отлуплю
Глупого мальчишку! -
ЗАКРИЧИТ РАССЕРЖЕННЫЙ ИНОПЛАНЕТЯНИН, ТРОГАЯ ЩУПАЛЬЦЕМ ШИШКУ.
- Извините, уважаемый инопланетянин! -
Крикну я ему в ответ. -
- Но я бросил в вас не камень,
А послал я вам привет.
ЭТО - ДРУЖЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ РАЗУМНЫМ СУЩЕСТВАМ С ДАЛЕКИХ ПЛАНЕТ!
- Ну, тогда другое дело! -
Скажет инопланетянин.
- Я вам очень благодарен, -
Скажет инопланетянин. -
И на дружеский привет
Шлю немедленно ответ!
И пошлёт обратно камень
Высоко-высоко,
Полетит обратно камень
Высоко-высоко -
Выше птичьих гнёзд,
и крыши,
Выше,
выше,
выше,
выше…
И СВАЛИТСЯ ВАМ ПРЯМО НА ГОЛОВУ!
Если бросив камень вверх
Высоко-высоко,
Вы забыли отбежать
Далеко-далеко.
Веселые картинки, 1989, №4
Фотоотчет с выставки поделок росписи на камне совместно с оригами и
«Совместное творчество детей и родителей»
Фотоотчет.
Изобразительная деятельность детей «Фантазии на камне»
Вот что у нас получилось!
Решили украсить участок