Папки-передвижки

Исследовательский проект «Хирая как лиса»

ирина никифорова
Исследовательский проект «Хирая как лиса»
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательский проект

1 Введение

Русский язык чрезвычайно богат меткими и образными устойчивыми оборотами речи. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Часто на уроках мы слышим «зарубите себе на носу» - если материал важный и его надо обязательно запомнить. Опять «воды в рот набрал», «язык проглотил»! - говорит мама, когда ребенок молчит и не может ответить на ее вопрос. Ты «оказал медвежью услугу»,- произносит учитель, когда звучит подсказка на уроке. Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда нужно образно выразить своё отношение к данному факту: одобрительное, пренебрежительное или насмешливое. Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял такие фразы.

Публикация «Исследовательский проект „Хирая как лиса“» размещена в разделах

Я часто слышу, как сравнивают поведение людей с повадками животных.

«Хитрый как лиса», - говорят о человеке пронырливом и ловком.

«Трусливый как заяц», услышишь о пугливом и робком человеке.

«Упрямый осёл», то есть проявляющий неоправданное упорство.

«Шкодливый кот» - шаловливый, проказливый, баловной.

«Грязный как свинья», - можно услышать, если испачкаться.

«Неуклюжий как медведь», - говорят кому-то. А он только нечаянно задел локтем вазу. Таких сравнений – великое множество.

Меня заинтересовали такие сравнения : «Хитрый как лиса», «Неуклюжий как медведь». А на самом ли деле так. ?И тема моего исследования «Хитрый как лиса», «Неуклюжий как медведь

Актуальность данного исследования-я считаю, что эта тема будет актуальна во все времена, так как знание русского языка, его богатств необходимо каждому.

Объект исследования – выражения «Хитрая как лиса», «Неуклюжий как медведь».

Предмет исследования- образ лисы и медведя в природе.

Цель: Выяснить, соответствуют ли действительности выражения «Хитрый как лиса» и «Неуклюжий как медведь».

Задачи исследования :

1 Изучить теоретический материал.

2 Изучить поведение лисы и медведя в живой природе с помощью книг о природе. 3Сравнить выражения с реальным образом персонажа.

В своей работе я использовал следующие методы:

• Анкетирование.

•. Сбор информации.

• Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по проблеме исследования

• Поиск информации в интернете

• Обобщение полученных в ходе исследования результатов.

Гипотеза:

Предположим, что выражения «Хитрая как лиса» и «Неуклюжий как

медведь» справедливо.

Практическая значимость моего исследования состоит в том, что данный материал может быть использован в качестве дополнительного источника информации на уроках русского языка, литературы, окружающего мира и при проведении классных часов и викторин.

2Основная часть

2.1Фразеологические обороты

Такие выражения :«Хитрая как лиса», «Трусливый как заяц»-в русском языке называются фразеологическими оборотами.

В словаре Ожегова сказано, что фразеологизмы – это устойчивые выражения с самостоятельным значением. Каждое отдельное слово, потеряло своё первоначальное значение. Они приобрели совсем иной, общий для них смысл. Например, в значении фразеологического оборота «заваривать кашу» никакой еды нет, во фразеологизме «золотые руки» нет ничего, сделанного из золота.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями (дым коромыслом, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (словно Мамай прошел, третьи вышли из народного фольклора и литературных произведений («А воз и ныне там» из басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука»)

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение. Эти сочетания появились очень давно, ещё в те времена, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются фразеологизмами. В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать и знать их значение. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль. Фразеологизмы встречаются в литературных произведениях, сказках и в речи людей.

Меня заинтересовали такие сравнения, как: «Хитрый как лиса», «Неуклюжий как медведь».

Мне стало интересно, и я поинтересовался у своих родителей, что они думают по этому поводу. Папа посоветовал сходить в библиотеку и посмотреть в книгах.

В словаре Ожегова С. И. слово «хитрый» имеет такие значения:

1. Изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.

2. Лукавый, обнаруживающий какой-нибудь скрытый умысел, намерение.

3. Изобретательный, искусный в чём-нибудь.

4. Замысловатый, мудрёный.

2.2 Какая лиса в природе?

Интересно, а лиса –хитрая?

Лисица - широко распространенный в нашей стране зверь. Раньше лисицу считали вредным животным. В настоящее время лисица признана полезным животным. Конечно, лисица не упустит случая поймать зазевавшегося зайца-русака, тетерку или куропатку, разорить птичье гнездо, поживиться домашней птицей. Однако вред этот очень мал по сравнению с пользой, которую она приносит.

Хитрость лисицы – все-таки вещь не придуманная. Мало кто знает, что лиса умеет издавать звуки, схожие на звуки других животных. Собачий лай, вой волка, рев льва. Да, некоторые птицы путают с песней своих сородичей.

Почти в каждой стране мира существует хотя бы одна сказка или легенда, в которой главным персонажем выступает лиса. Такое восхищение не удивительно, ведь о хитрости и ловкости этого зверя знают практически все.

Лиса важный персонаж русского народного фольклора, символ хитрости. Интересно, что чаще всего в народном фольклоре – лисица, это обязательно хитрая и очень неблагородная женщина, которая только спит и видит, как что-то у кого-то украсть. На самом же деле – по характеру лис не вор. Истинный хищник, который выходит на охоту – не возьмет чужой добычи, потому как это по их «кодексу чести»

Иногда можно заметить в лисьем поведении действия, напоминающие эпизоды из сказок. Например, к тетеревам, собравшимся на открытой поляне, лиса подходит удивительно хитро: делает вид, будто они ее нисколько не интересуют, даже не смотрит в их сторону; иногда приляжет, подремлет, а птицы теряют бдительность, и не обращают на лису внимание. Алиса тут как тут.

Лисицы славятся хитростью. с которой они избегают капканов. а там где на них охотятся с собаками, своей способностью запутывать гончих. Для этого животное может пройти по забору или ручью часто возвращается по собственному следу назад, а затем отскакивает далеко вбок и продолжает путь в прежнем направлении. Известны случаи, когда чтобы сбить с толку. Лисица запрыгивала на спину овцы.

Иногда лиса прикидывается мёртвой и даже глазом не моргнёт. Когда её за хвост поднимают и в мешок кладут.

Не многих животных величают по имени-отчеству. А вот лисицу часто величают именно так. Да еще и отчество у нее необычное – Патрикеевна. Почему же так её величают? А вот почему : лет примерно 600 назад жил князь по имени Патрикей, прославившийся своей изворотливостью и хитростью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, поэтому и получила отчество Патрикеевна.

На основании выше сказанного можно сделать вывод:

выражение «хитрый как лиса» справедливо.

2.3 Каков медведь в природе?

А как с выражением «Неуклюжий как медведь»? Нам так часто приходится слышать фразы "косолапый, как медведь", "неуклюжий, как медведь" или "медведь на ухо наступил". А действительно ли медведь, такой неуклюжий и косолапый, каким принято его считать

В словаре Ожегова С. И. слово неуклюжий имеет такое значение: неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный. В сказках чаще всего его таким и представляют. Например, в сказке «Теремок» медведь все разломал и разрушил. Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы об этом звере. Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Некоторые медведи достигают длины 3 метра и бывают массой до 700 кг, а былые медведи и до 1000 кг. У этого хищного зверя мощное тело, сильные пятипалые лапы с большими когтями, короткий хвост, массивная голова с маленькими глазами и ушами, имеет длинную и густую шерсть. Медведь- это древнее животное, согласно исследованию учёных, род медведей появился ещё 5— 6 миллионов лет назад. Самые крупные современные медведи живут на Камчатке и Аляске, самые маленькие - на КавказеСамым маленьким медведем считается бируанг – малайский медведь, его еще называют солнечным медведем. Такое название он получил от пятна на груди, похожего на заходящее солнце. Этот медведь имеет размер с большую собаку. Он же является самым редким медведем на планете. Малайские медведи занесены в Красную книгу, их популяция в дикой природе насчитывает всего 600-1000 особНа данный момент насчитывается 8 видов медведей. Самый крупный представитель медвежьих- гигантский короткоклювый медведь. Это животное было в 2 раза крупнее современных медведей. У него были очень длинные ноги. Это животное вымерло около 12 тысяч лет назад.. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, и избегают контакта с людьми,. В природе естественных врагов почти не имеют. Единственный реальный опасный враг для медведя- это человек с ружьём

Но, несмотря на то, что медведи одни из самых крупных хищников, они только выглядит неуклюже. На самом деле звери они очень даже ловкие, медведь— это очень умное, быстрое и хитрое животное. И свою добычу выслеживает настолько осторожно, что ни одна веточка не треснет, без единого звука, имея при этом такие внушительные размеры. Умеет подкрадываться так осторожно, что его не слышат даже чуткие косули. Подползает тихо, как кошка, иногда на брюхе. А если медведь от кого- ни будь убегает, или кого- ни будь преследует, то может развивать очень большую скорость, иногда до 60 километров в час. В гору бежит быстрее, чем под гору, вед задние ноги у него длиннее передних. Ну разве было бы такое возможно, если бы медведь и в самом деле был таким неуклюжим, каким его называют?

Медведей принято считать косолапыми, но это совсем не так. Всё дело в их необычайной походке: медведи одновременно опираются на две левые лапы или на две правые, вот и создаётся впечатление, будто переваливается с одной стороны на другую.

Не секрет, что медведи могут прямо ходить на задних лапах. Но мало кто знает, что при ходьбе медведи полностью ставят стопу на землю. Кроме медведя так ходить может только человек.

Медведи умеют плавать. За один раз могут проплыть до 6 километров. Очень ловко могут ловить рыбу: они бьют лапой по воде, рыба выскакивает и медведь хватает её зубами

. Огромные когти позволяют медведю свободно лазить по деревьям, однако взрослые особи этого практически никогда не делают. Бурые медведи залезают на деревья и едят мёд диких пчёл. А мишки коалы лазают по деревьям и едят листья эвкалипта.

Медведи выступают в цирке. «Медведи – звери удивительные», - считают их дрессировщики. По праву они считаются самыми любимыми артистами у зрителей. Медведи демонстрируют удивительные по сложности трюки. Например, танцуют, катаются на коньках, самокатах, велосипедах и даже мотоциклах, решают задачи и находят выход даже из сложного лабиринта.

Выражение «неуклюжий как медведь» считаю несправедливым

3 Заключение

Фразеологизмы окружают нас с самого детства т. к. встречаются во многих произведениях для детей. Проведя такое исследование я выяснил, что некоторые сравнения действительны, а некоторые- вымысел. узнал интересные факты из жизни животных. Мне нравится находить новое и делиться со своими друзьями Думаю, что полученные знания пригодятся мне в дальнейшем. На этом моё исследование не закончится,я буду исследовать и другие выражения.

Спасибо за внимание.

Список использованной литературы

1. Копыленко М. М., Попова З. Д,. Очерки по общей фразеологии, Воронеж,1989г.

2 Клубков П. А., Говорите, пожалуйста, правильно, Норинт, 2001 г.

3 Максимов С. В., Крылатые слова, Азбука, 2010 г.

4 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. ,Толковый словарь русского языка, Издательство «Азь»,2001г.

5 ПлешаковА. А. ,Зелёные страницы, Москва, «Просвещение» ,2013 г.

6 Почемучка: Детская энциклопедия, Издательство «АСТ», Москва 2005г., с. 25.

.7 Скворцов Л. И. ,Экология слова или Поговорим о культуре речи, Книга для учащихся., Просвещение, 2009

8. Энциклопедия для детей, Т. 10, Языкознание, 2001 г.

9. Интернет-ресурсы:

1 https://www.limon-room.narod.ru/

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD

3 https://www.limon-home.ru/?go=GALERI/galeri_1

Публикации по теме:

«Как Лиса с Летом поссорилась» Появляется Зайчик. Зайчик: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, добро пожаловать на нашу сказочную полянку, здесь на опушке стоит.

Исследовательский проект «Как вырастить экологически чистую редиску»Исследовательский проект «Как вырастить экологически чистую редиску» Исследовательский проект «Как вырастить экологически чистую редиску» Введение. Каждый человек хоть раз слышал такое понятие, как «эко-продукты».

Исследовательский проект «Овощи» Исследовательский проект на тему: «Овощи». Цель: Обобщить и расширить знания детей об овощах и значении витаминов необходимых для здоровья.

Исследовательский проект «Путешествие воды» Исследовательский проект на тему: «Путешествие воды» Автор: Крахмалева Анна Старшая группа МДОУ д/с №4 «Радуга» п. Уразово Руководитель:.

Исследовательский проект: «Свойства воды» Тема проекта: «Свойства воды» По сроку выполнения: краткосрочные педагогические проекты. Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности.

Исследовательский проект «В мире песка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 комбинированного вида» Исследовательский – игровой проект для детеймладшего.

Познавательно-исследовательский проект «Ах, картошка» Цель: Формирование знаний о картофеле как одной из самых распространенных с/х культур Задачи: Образовательные: Познакомить детей с историей.

Познавательно-исследовательский проект «Как поживаешь, муравей?» Департамент образования г. Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Белоснежка" Муниципальное образование.

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Продолжительность проекта: одна неделя Тип проекта: познавательно- творческий Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Проект «Театрализованный спектакль «Девочка и лиса» Название проекта: Театрализованный спектакль «Девочка и лиса». Автор проекта: Ефимкина М. В. Продолжительность проекта: 3 недели. Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Хирая как лиса»
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 20:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Хирая как лиса»» (включая файлы) размещена пользователем ирина никифорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД