Римма Болтовская
Исследовательский проект «Грибная ферма»
▼ Скачать + Заказать документы
средняя группа
«Загадочный мир грибов»
Авторы проекта :
Бородай Анастасия
Болтовская Римма Васильевна
Руководитель проекта :
Воспитатель:
Болтовская Римма Васильевна
Название: «Грибная ферма»
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Объект проекта : посадка и выращивание грибов (шампиньонов).
Публикация «Исследовательский проект „Грибная ферма“» размещена в разделах
- Грибы. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Предмет проекта : выращивание грибов в комнатных условиях.
Цель проекта : расширить знания детей о том, как ухаживать за грибами в комнатных условиях, сформировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь- январь) Участники исследовательской деятельности : дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникационное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Дополнительно: труд и чтение художественной литературы.
Актуальность исследовательской деятельности : Вырастить что-нибудь на подоконнике - это любимое занятие ребят в нашей группе. И отличный способ расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста грибов, развития познавательных и творческих способностей детей. Мы много что выращивали, а вот грибы нет. Так и возникла идея «Грибной фермы». Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель проекта : Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта : Образовательные:
1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
1. Развитие способности у детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.
5. Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
· доказательство того, что грибы можно вырастить в группе детского сада
· формирование практических умений в выращивании грибов;
· формирование умения ухаживать за грибами, используя полученные знания;
· формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
· воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования воспитанники должны знать:
- названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие грибов;
- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
- значение грибов как продукта питания;
- название посевного материала;
- требования условий к посеву, технологию выращивания и уборки;
Должны уметь:
- применять технологию выращивания грибов;
- выполнять наблюдения за ростом и развитием грибов;
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Продукт исследовательской деятельности :
Создание презентации «Как вырастить грибы в группе детского сада?»
Мини-выставка продуктов детской деятельности.
Самостоятельно выращенные шампиньоны.
Основной механизм реализации проекта :
Проведение серии регулярных занятий, наблюдений естественно - научного цикла.
Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Создать условия для реализации проекта «Грибная ферма»
Начала с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете. С чего начинает исследование ученый?»
Дети предлагали самые разные варианты. Подвела их к идее, что сначала надо подумать, что мы будем выращивать в это раз.
Настя предложила вырастить грибы в группе.
Осуществление проекта начали с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так как это делают взрослые ученые. .
Объяснила детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказала им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.
Обсудили с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, родителям.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)
Беседы с детьми: «В мире грибов», «Что такое – грибница?», «Польза грибов»,. «Дрожжи», «Кефирный гриб», «Вредная и полезная плесень», «Съедобные, но вредные», «Грибные фермы».
Чтение художественной литературы: А. Васнецова «С кет дружат грибы», «Ведьмины кольца», «Грибы фонарики», «Дама с вуалью», «Жабьи табуретки», «Грибные люди», Королевское лакомство», «Грибы на асфальте», «Полезные поганки», «Лесные уборщики», В. Лясковский «Что растёт на грядке».
Чтение и разучивание загадок, поговорок, пословиц, стихов о грибах.
Продуктивная деятельность: рисование «Мой шампиньон», лепка «Грибы».
Дидактическая игра «Угадай название гриба», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус», «Что можно приготовить из грибов?».
Подвижные игры: «Собери грибы для белочки.».
Сюжетно – ролевые игры: «Продуктовый магазин», «В гостях у
бабушки».
Опытно - экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для роста лука», «Что вырастит из зёрнышка», исследование роста лука.
После обсуждения с детьми последовательности работы необходимо было подготовить необходимый материал и оборудование для исследований. Дети очень серьезно отнеслись к предстоящей работе и с нетерпением ждали непосредственно экспериментальной деятельности. Было много вопросов и ни одного ответа.
Моей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.
Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего в группу вопроса.
Например:
Что необходимо грибам для роста?
Необходима ли грибам для роста вода?
Необходим ли грибам для роста свет?
Необходим ли грибам для роста воздух?
Необходим ли грибам для роста грунт? Какой?
Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими вопросом, обсуждали этапы работы, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто - отчитываться о проделанной работе.
Я на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполняла обязанности консультанта исследователей. Помогала тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
После проведенного исследования дети отчитывались о проделанной работе, формулировали вывод по результатам опытов и экспериментов. Мы выделяли главное, рассказывали о последовательности проведенной работы:
Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате?
Дети легко и естественно задавали вопросы, делали поправки, если не согласны.
Результаты своих исследований дети зарисовывали при помощи символов и значков на листе бумаги. Способность изобретать их свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством развития детей.
Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Грибная ферма».
Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.
Самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей.
Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.
При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.
Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.
Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.
Робота с родителями.
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:
- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.
- Чем полезны грибы?
- Что можно приготовить из грибов?
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
3 Заключительный этап.
Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Грибная ферма?» с результатами нашей исследовательской работы.
Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).
При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
Содержание программы обучения
1. Вводное занятие. «Как вырастить грибы в детском саду?»
Проблема: Как можно вырастить грибы? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь грибы? Я предлагаю вам вырастить шампиньоны в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?
2. Как называются семена грибов?
Что было бы с грибами, если бы у них не было семян?
Как правильно посеять семена?
Какие условия нужны для прорастания семян?
3. Знакомство с абиотическими факторами
Свет.
Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ, движение, испарение, рост растения.
Температура.
Источник тепла – солнечное излучение.
Почва.
Состав почвы: земля, солома, воздух, вода. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды из почвы грибами.
Типы почв.
Влажность. Значение воды для растений.
Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.
4. Культурные растения в жизни человека
Роль грибов в жизни человека. Красота, практическое значение.
Знакомство с семенами шампиньонов - мицелием. Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.
Подготовка грунта и мицелия к посадке.
5. Исследовательская работа
Проращивание мицелия шампиньонов.
Материалы:
Мицелий шампиньонов контейнеры для рассады, земля, инструменты для посадки, лейка.
Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.
Наблюдение за ростом и развитием грибов в течение месяца. Контрольный замер один раз в месяц и занесение результатов в календарь наблюдения.
Анализ результатов за каждый месяц. Выводы.
Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.
6. Обобщение и подведение итогов работы.
Оформление альбома по исследовательской деятельности и календаря наблюдений.
7. Заключительное занятие.
Подведение итогов.