Гайдабура Татьяна
Исследовательский детско-родительский проект по экологии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский детско-родительский проект по экологии
"Животный мир Севера"
Актуальность проектной деятельности.
Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
• Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
• Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
• В-третьих, проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Таким образом, используя в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности мы реализуем личностно-ориентированный, и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
Тема "Животный мир Севера» была недостаточно раскрыта и вызывала большой интерес у детей, руководствуясь этими и была выбрана тема для проекта.
Цель и задачи проекта.
Цель проведения проекта «Животный мир Севера» заключается в следующем:
1. Обобщение знаний детей о животных русского севера.
2. Развитие познавательного интереса к жизни животных северных лесов.
3. Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, педагога и родителей в ходе реализации проекта «Животный мир Севера».
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
Образовательные:
• Продолжать закреплять знания детей о природе северного края.
• Обобщать знания детей о животных русского севера.
• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных.
•Закреплять умение детей сравнивать животных наших лесов и животных Крайнего Севера, выявлять сходство и отличие между ними.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Учить детей сочетать движения и речь.
• Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе.
• Учить видеть красоту нашей северной природы.
• Воспитывать бережное отношение к зверям.
• Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к песням, стихам, сказкам.
Развивающие:
• Развивать интерес к жизни животных наших северных лесов.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, сообразительность, фантазию.
• Развивать речь детей, обогащать их словарь.
• Развивать связную речь.
• Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
• Активизировать словарь по изучаемой теме:
Существительные: песец, медведь, рысь, росомаха, белуха, косатка, лемминг,
волк, олень, нарвал.
Прилагательные: коварная, хищный, всеядный, грациозный, умный, малообщительный, пугливый, боязливый, северный, полярный.
Глаголы: охотится, крадется, разоряет, мышкует, питается, плавает и т. д.
Возрастная группа :
Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте? / Итоги обучения:
После завершения проекта у детей появится опыт, который они смогут применять в дальнейшем:
- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников, в т. числе через Интернет
- осуществлять подбор, совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно с взрослыми)
- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми)
Образовательные вопросы:
1. Создать условия для восприятия сведений о родной стране России, о её Северных краях ;
Вопросы для детей:
Где находится Север на карте Мира?
Как добраться на крайний Север?
Что одевают на севере, чтобы не замерзнуть?
Почему дома северных народов имеют такой вид?
А на Севере растут березы?
А что ест северный олень?
Почему на вершинах гор лежит снег?
А дельфины и киты умеют говорить?
Почему животные в воде не мокнут и не мерзнут?
Почему животные не мерзнут?
Что общего у животных Севера?
До работы над проектом :
• После открытого мероприятия про «Животных жарких стран и Севера дети задавали очень много вопросов про животных Севера
• Изучение и внедрение инновационной технологии
Дошкольники совместно со взрослыми работают над проектом и выполняют задания :
• Подбор фотографий, книг, иллюстраций, материалов из книг, журналов, Интернета.
• Прослушивание аудиозаписей со звуками природы севера, голосов животных.
• Показ мульти -медийных презентаций по теме проекта
• Фотоматериалы для отчета о ходе выполнения исследований.
Обсуждение предварительных результатов.
После завершения работы над проектом :
• Представление результатов исследования в виде детско-родительских презентаций
• Оформление папки по презентаций совместной деятельности детей и родителей.
• Интегрированное Нод по итогам проекта
• Выставки поделок, фотографий по теме проекта
• Оформление альбома
«Животный мир Севера»
• Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности (представление проекта)
Реализация проекта :
Проект начинался с обсуждения с дошкольниками вопросов по теме проекта.
Педагог составлял таблицу познания, на которой отображалась информация о том, что знают дети и что они хотят узнать.
• Проблема
• Планирование
• Поиск информации
• Продукт
• Презентации
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный :
1. Диагностирование детей
Выявить уровень представлений детей по теме проекта.
2. Методическое и информационное обеспечение проекта.
Подбор наглядного материала, методической и художественной литературы. Составление бесед и организации взаимодействиях с детьми
3. Информирование родителей о начале проекта :
Консультация для родителей «Помощь и совместная подготовка к презентации детей»
Включить родителей в процесс пректа, для совместной поисковой деятельности, сборе информации, просмотра мультфильмов дома, просмотра документальных фильмов о выбранном ребенком животного.
2. Содержательный
1. Познание: изучали темы:
«Жители Севера: большие и маленькие»,
«Животные Севера»;
«Природа Севера»;
«Как зимуют животные на Севере».
Рассказ воспитателя «Кто кого боится?»
Продолжать знакомить детей с основными представителями животного мира тундры.
Закрепить знания последовательности происходящих природных явлений.
2. Рассматривание иллюстраций
«Мир в картинках. Арктика. Север.»
Углубление представлений о внешнем виде животных.
3. Беседа с детьми о людях живущих на Севере»
Знакомство с национальностями, особенностями культуры (чукчи, якуты, юкагиры, долганы, эвены)
4. Совместная изобразительная деятельность воспитателя и детей для подготовки фона О. П.
Учить передавать в акварели красоты и особенности северных широт.
5. О. П. Совместная деятельность воспитателя и детей «Народы севера»
Использовать различные материалы (фантики, фольгу от конфет, вату, цветную бумагу) для выразительности и передачи в своей работе
6. Выступление детей перед друг другом с рассказом-презентацией о выбранном животном.
Дети учатся рассказывать изученную с родителями тему, развивают связную речь, активизируют словарный запас, учатся выступать перед публикой.
7. Чтение художественной и познавательной литературы:
Н. Сладкова «В тундре», «Во льдах»
«Отчего у белого медведя нос черный», «Кто оленя научил быстро бегать»- Юкагирские сказки (в пересказе Б. Привалова,
А. Строкина «Кит плывет на север»
Сказки народов Севера.
«Кукушка» - ненецкая сказка
«Красавица берёза» - удмуртская народная сказка
«Айога» - нанайская сказка
Обогащать знания детей о животных посредством художественного слова, развивать кругозор, воображение.
8. Просмотр мультфильмов «Умка», «Умка ищет друга», «Юху и его друзья», «Гонка к полюсу»
Расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности
9. Совместная деятельность воспитателя и детей: «Рисование. Где-то на крайнем Севере. Животные Севера»
Учить передавать в рисунке природу Севера, рисовать животных их характерные особенности строения тела.
10. Просмотр презентаций: «Животный мир арктической зоны», «Белый Медведь»,
«Тюлень», «Где живут белые медведи и пингвины»
Расширение и углубление представлений о животных Севера.
11. Дидактическая игры:
«Угадай и назови»
Приё м: «Наоборот», «Нужный - ненужный» «Четвертый лишний»,
«Один- много»,
«Назови детенышей»,
«Угадай чьи следы»
Формировать быстроту мышления -реакцию на слова. Развивать воссоздающее воображение, помогать освоить умение характеризовать кого-либо. Учить узнавать предметы по заданным признакам.
12. Опыты: «Почему у зверя шкура не намокает?», «Зачем зайцу теплая шкурка?»
Расширение кругозора, развитие творческих способностей. Активизация таких процессов, как анализ и синтез, посредствами проведения опыта. Учить творчески мыслить.
13. Сбор фотографий, презентаций для папки «Животные Севера», при помощи родителей.
Закрепление знаний об особенностях внешнего вида, повадках, потребностях животного. Родители с детьми могут сделать вместе с ребенком понравившееся животное.
14. Конструирование оригами.
«Пингвины»
Обобщать представления детей о животных Крайнего Севера с помощью конструирования способом оригами
15. Нод «Животные Севера»
Уточнить и расширить знания о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.
16. Изготовление макета «Животный мир крайнего Севера»
Закрепление темы проекта.
Развитей воображения, творческого мышление, мелкой моторики.
3. Какие цели достигнуты:
Дошкольники совместно с взрослыми готовились к презентации исследовательских, информационно - творческих Дети защищали свои проекты, пытались отвечать на основополагающий вопрос.
Дети обширно познакомились с Животным миром севера.
Итог проекта :
- Создан папка с иллюстрациями и презентациями детей;
- Изготовлены дидактические игры - пополнение предметно-развивающией среды;
- Оформление выставок «Животные Севера» и «Народы Севера»»;
- Идет изготовление Макета «Животный мир крайнего Севера»