Лилия Талачёва
Исследовательски-творческий проект Тема: «Осень золотая, а она какая?»
▼ Скачать + Заказать документы
«В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила».
Введение
Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретённые в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой – это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Публикация «Исследовательски-творческий проект Тема: „Осень золотая, а она какая?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.
Актуальность темы
При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.
Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни. Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.
Эффективнее изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
В своей работе с детьми использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Участие детей в проекте «Осень золотая, а она какая?» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей
Информационная карта проекта.
Вид, тип проекта:
краткосрочный, совместный, творческий.
Участники проекта:
дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта:
сентябрь- ноябрь
Цель проекта:
исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.
Подготовительный этап
• составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• разработка конспектов образовательной деятельности;
• подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
• подбор художественного материала;
• подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», Ягоды, грибы», «Осень»;
• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
План работы с детьми по осуществлению проекта
• Познавательное развитие.
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»; И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», сюжетных иллюстраций «Уборка урожая», «Осень в городе», «Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.
Альбомы для рассматривания: «Осень», «Растения луга осенью», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Дикие животные».
Пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.
Чтение и рассматривание энциклопедий о живой и неживой природе.
Уход за растениями в уголке природы, дежурство в уголке природы.
Уборка участка детского сада от опавших листьев, подметание дорожек, закапывание листвы в компостные ямы, посильная помощь дворнику.
Сбор семян, природного материала для исследовательской и художественно-творческой деятельности.
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?», «Почему желтеет лист»,
«Дары осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Природные явления осенью», «В лес за грибами и ягодами», «Перелетные птицы», «Куда подевались насекомые».
Д/и: «Что растёт в лесу осенью?», «Созрело- не созрело», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки».
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Осенний парк»
Экспериментирование:
«Опыты с глиной, песком и водой»
Исследовательская, опытно-экспериментальная деятельность: «Почему листья желтеют», «Откуда в листке дырочки?», «Как распространяются семена растений», «Семена растений: летучки, липучки», «Какой силы ветер», «Осенние листья».
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
• Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие», «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.)», «Кто назовёт больше качеств», «Как сказать иначе», «Угадайте, какой предмет (объект, явление) я задумала».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье»
А. Плещеев «Скучная картина»
К. Бальмонт «Осень»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Е. Благинина «Улетают, улетели»
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
А. Ерикеев «Наступила осень
Л. Толстой «Дуб и орешник»
З. Федоровская «Осень»
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки», басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», рассказов о природе (В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин, К. Ушинский).
Творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке», «Птицы нашего края»
• Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Фазенда», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Овощной магазин», «Садоводы – огородники»
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»,«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,«Знатоки осенней природы», «Следопыты».
Игры – драматизации: «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева, «Гриб – боровик» (использование бросового материала, «Три поросёнка»(с англ. С. Михалков, «Под грибом» (В. Сутеев, «Мешок яблок» (В. Сутеев, «Колосок» (стихотворение Е. Благининой, «Мужик и медведь» по русской народной сказке.
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Дружим с природой», «Когда это бывает», «Лото», «Посадим цветок», «Кто во что одет», «Четвертый лишний», «Цепочка», «На что похоже».
Трудовая деятельность:
-сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария); уборка опавшей листвы; подготовка клумбы группового участка к зиме
укрывание корней деревьев опавшей листвою.
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ:
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»,
«Как вести себя у водоёмов поздней осенью? ,
Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов,
Беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным,«Что едят в сыром виде, а что в вареном».
• Художественно-эстетическое развитие
Аппликация:
«На лесной полянке выросли грибы», «Осенний ковёр» (коллективная работа, «Что нам осень принесла»; «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
Рисование:
«Осенний лес», «Идёт дождь», «Что нам осень принесла?», «Золотая осень», «Осень глазами ребенка», «Осеннее дерево», «Летят перелетные птицы».
Лепка
«Корзина с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты для игры в магазин».
Конструирование и ручной труд
«Волшебные превращения» (поделки из природного материала, Изготовление гербария из осенних листьев.
«Бабочка» (из листьев,«Жар – птица» (из листьев,
«Лесовичок» (из шишек, желудей, «Ёжик на поляне»
Самостоятельная художественная деятельность:
Аппликация «Ветка рябины»
Рисование «Чем нам осень нравится», «Наш участок осенью»
«Как звери готовятся к зиме»
Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
Хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»
Песни: «Красит осень», «Осень наступила» «Дождик»,
«До свиданья, Осень»
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени», «Сыграй песенку дождя»
Досуги, развлечения:
«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»
«Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)
Досуг экологической викторины «Здравствуй, осень золотая!»
Осенний праздник-«Осень- чудная пора!»
•
Физическое развитие
Беседы:
«Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров», «Витаминки на грядке», «Почему важно соблюдать режим дня?».
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 5 названий!»,
«Осенние листочки»,«Вороны и собачка!»,«Перелёт птиц»,
«Гуси – лебеди», «Кто быстрее соберёт грибы»,
«Пройди по дорожке», «Листопад», «Солнышко и дождик», «Не замочи ноги», «Бегите к названному дереву»
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи», «Соберем урожай»
Физкультминутки:
«Клён»
Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы»:
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
• Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
• Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
• Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
• Организация выставок детских работ;
• Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;
• Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»
Продукт проектной деятельности:
• семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
• альбом с загадками «Осень»;
• гербарий «Деревья, кустарники»;
• книжка – малышка «Осень бродит по дорожке…».
Результаты проектной деятельности:
- В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
- На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
- Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
- У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Использованная литература:
1. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам».
2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
3. Перспективное планирование по программе «От рождения школы». Подготовительная группа.
4. И. А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда»
5. О. С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 5-7 лет».
6. Н. В. Бабина «500 как и почему для детей»
7. Т. В. Волосовец «Организация пед. процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»
8. Скоролупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях».
9. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. / Под ред. Л. А. Парамоновой. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.
10. «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий. – В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко и др., Волгоград: Учитель, 2007;
11. «Учимся правильно питаться». – Ю. П. Климович, Волгоград: Учитель, 2007;
12. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». – Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013;
13. "Экологические проекты в детском саду" -Масленникова О. Н., Филиппенко А. А. - Волгоград:Учитель, 2013 г.