Эльвира Бушина
Исследовательская работа в подготовительной группе «Почему они дождевые?»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение (актуальность…. 3
2. Основная часть… 5
3. Вывод …. 7
4. Заключение …. 8
5. Список литература …. 9
6. Приложение … 10
Характеристика исследования :
Тема относится к эмпирическим исследованиям, так как предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Предварительная работа : ознакомление детей с методом наблюдения, опроса, исследования, проведение тренировочного занятия.
Введение
Публикация «Исследовательская работа в подготовительной группе „Почему они дождевые?“» размещена в разделах
Природа богата и разнообразна. Есть в ней растения и животные, птицы и насекомые. Они все вокруг нас: движутся, прячутся, спят, занимаются своими делами, даже если мы их не видим. Вот идешь, гуляешь, а у тебя под ногами кипит чья - то жизнь, просто удивительно.
Весной папа копал огород и я заметила очень много червей, пап сказал, что это дождевые черви. В детском саду мы тоже видели этих червей. После дождя их много ползает по дороге и в лужах. Когда Эльвира Ринатовна копала клумбу, мы снова увидели их, стали рассматривать и наблюдать, как они уползают обратно. Эльвира Ринатовна спросила, знаем ли мы кто это? И мы ответили, что
это дождевые черви. «А почему они дождевые?» – спросила воспитательница.
«Наверное, потому, что они любят дождь, и любят купаться в лужах» – сказали мы. Интересно, правда ли то, что их так назвали из-за любви к дождю, и почему черви вылезли после дождя наружу? Так появилась тема исследовательской работы.
Объектнаблюдения: дождевые черви.
Предмет исследования : причины поведения червей после дождя.
Цель исследования :
Выяснить, почему червей называют дождевыми, и почему они выползают на поверхность после дождя.
Задачи:
• Понять особенности поведения червей после дождя.
• С помощью опытов подтвердить выдвинутую гипотезу.
• Получить представление о дождевых червях.
Методы исследовательской работы :
1. Наблюдение
2. Опрос и интервью
3. Эксперимент
4. Анализ и обобщение.
Гипотеза: после дождя черви выползают наверх потому, что им нравится дождь. И назвали их так потому, что мы видим их много после дождей.
Практическая значимость работы состоит в том, что мы узнали много полезной информации, научились проводить наблюдения и опыты. Работу можно применять в помощь воспитателю на занятиях экологии.
1. Основная часть.
Сначала мы подумали, что мы знаем о червях?
Они живут под землей, там сыро. Они мокрые и склизкие и на них какие-то черточки. Черви могут залезать в норки. Выползают когда идет дождь. Питаются опавшими листьями.
Нам стало интересно, знают ли дети нашего детского сада, что это за черви. В опросе приняли участие 16 детей и 16 взрослых. Мы задавали два вопроса:
• Кто это?
• Почему его называют дождевым червем?
Ответы у детей были следующие:
1) 17-червяк, 1- дождевой червь, 2- земляной червяк;
2) 3 –любит дождь, 7- появляется после дождя, 10 –не знаю
(приложение 1, диаграмма1)
Ответы у взрослых были следующими:
1)10 –дождевой червь, 6 – червяк;
2) 13 – появляется после дождя, 2 – любит дождь, 1- не знаю.
(приложение 1, диаграмма2)
Взрослые уверено говоря, что червей так называют потому, что они выползают после дождя с ними согласны и 7 детей. 5 человек согласны с нами, их так называют потому, что они любят дождь.
Мы решили провести эксперимент.
Гипотеза: Если черви любят дождь, они выползут на поверхность.
Опыт 1. Выползут ли черви после дождя?
Мы решили устроить червям дождь, и проверить вылезут они на поверхность или нет. Для этого мы взяли 2 ведерка с землей и червями и устроили им дождь, но разный. В одном ведерке мы полили землю немного, а во втором много. Когда мы поливали, червей не было видно, их не было видно и вечером.
На следующий день черви появились в ведерке с *сильным дождем*, а в ведерке с *маленьким дождем* черви не вылезли.
Результат наблюдения нас очень удивил. Почему черви вылезли после сильного дождя, а после маленького нет.
Вывод: значит наше предположение, что черви выползают из-за любви к дождю – неверное.
(приложение 2, фото 1-3)
Чтобы узнать побольше о дождевом черве, мы решили обратиться к учителю биологии из гимназии №3 (она рядом с нашим садом). (Приложение 3, фото 1)
После беседы с Хамидой Махмутовной, мы узнали много нового:
• Называют дождевого червя – кольчатый червь потому, что его тело разделено на части (сегменты) похожие на кольца.
• Дышит он всем телом, тем воздухом, который в земле; у него нет легких,
• Скользкий он потому, что выделяет специальную слизь;
• Роет норки, пробивая головой или проглатывая землю, так он рыхлит землю. Эти животные, пропуская почву через свой кишечник, постоянно ее улучшают, насыщая органическими остатками и перемешивая, разрыхляют, обеспечивая доступ воздуха в глубину;
• В сухую погоду они зарываются на глубину до 2 – 2, 5 метров.
В детской библиотеке мы с воспитателем Эльвирой Ринатовной прочитали о них в энциклопедии, что питаются черви гниющими листьями, заглатывая комочки земли, песчинки. Дышат черви всей поверхностью тонкой нежной кожи. Вот именно особенность дыхания и заставляет дождевых червей покидать свои норки. Во время дождя, оставшись в них, червь рискует попросту захлебнуться. Ведь по их ходам-норкам под землю попадает вода и воздух. Дождавшись окончания «потопа», они вновь спешат укрыться в толще земли.
По эти ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай. (Приложение 3, фото 2)
В детском саду мы решили провести опыты и проверить наши новые гипотезы: черви выползают после дождя потому, что в их ходы попадает вода и им трудно дышать.
Мы решили убедиться в том, что в почве есть воздух. В этом нам помогла книга
М. Султановой «Простые опыты с воздухом».
Опыт 1. Есть ли в земле воздух? (Приложение 4, фото 1- 3)
Материал: почва (сухая и влажная, 2 стакана с водой, 2 ложки.
Мы насыпали землю в стакан с водой и наблюдали. Со дна стакана поднимались пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух. В сухой почве воздуха больше, чем во влажной. И этого количества червям хватает, чтобы дышать.
Затем мы решили понаблюдать, как черви роют землю, делают ходы и рыхлят её. В этом нам помогла книга Болушевского С. В. «Самая полная энциклопедия научных опытов».
Опыт 2. Черви роют землю и делают ходы. (Приложенеи 5, фото 1- 6)
Для опыта потребовалось: пластиковая бутылка, земля, песок, коробка из-под обуви, несколько червей, сухие листья и морковь, шило, ножницы, лупы, лейку с водой.
Отрезали от бутылки горлышко. Полили землю и песок. В бутылку засыпали слоями землю и песок, сверху положили сухие листья и тертую морковь. Запустили несколько червей. Спрятали бутылку в коробку и закрыли крышкой с проделанными отверстиями. Через 2 дня – черви опустились на дно бутылки, а у стенки видны их ходы. Через 5 дней – земля и песок перемешались, а листьев и моркови стало меньше.
Вывод: черви собирают еду с поверхности земли и потом уползают вниз. За 5 дней они несколько раз поднялись и опустились, поэтому земля и песок перемешиваются. Так они рыхлят землю, а проделанные ходы попадает воздух и вода.
Вывод. Значит в нашем первом опыте с ведерками, черви не вылезли после маленького дождя потому, что им было хорошо в сырой земле, а сильный дождь затопил их ходы, и им нечем было дышать, и они выползли наверх.
Заключение
В нашей местности дождевые черви встречаются довольно часто. Наблюдали мы за дождевыми червями, спрашивали у учителя, читали о них в книгах. Изучив литературу и проведя опыты, мы пришел к выводу, что они являются сокровищем для растений, животных и человека. Черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай.
А вот почему они выползают на поверхность после дождя, теперь мы знаем, и знаем точный ответ, почему их так называют. Но все-таки черви любят несильный дождь. Ведь в сырой земле им хорошо ползать и подниматься наверх за пищей, а ещё переползать из огорода в огород. А во время дождя будем просто смотреть под ноги, чтоб не раздавить их, ведь черви играют немаловажную экологическую роль и нуждаются в защите.
Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась частично. Мы узнали, как правильно называются эти черви, научились проводить опрос, провели эксперименты и подтвердили свои знания; рассказали детям нашей группы о нашем исследовании.
Список литературы
Болушевский С. В Самая полная энциклопедия научных опытов для детей – М. : Эксмо, 2014
Султанова М. «Простые опыты с воздухом» -М. : ООО «Хатбер-пресс» 2014г.
«Почемучка обо всем на свете» №9 / 2015 – ООО «Издательство «Доброе слово».