Юлия Васильевна Кармакова
Ученическая исследовательская работа «Загадочная плесень»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
I. ВВЕДЕНИЕ…3
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ….…. 3
1. Научная статья…. 4
1. 2. Что такое плесень….4
1.2. Как плесень влияет на здоровье человека….… 4
2. Практическая часть… 4
2.1. Условия появления и развития плесени… 4
2.2. Описание опытов…. 4-6
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 7
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 8
V. ПРИЛОЖЕНИЕ…. …9-12
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
I. ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Ученическая исследовательская работа „Загадочная плесень“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Наша исследовательская работа возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Я купил хлеб в магазине, положил его в целлофановый пакет. Через некоторое время на хлебе образовался странный налет, а мама сказала, что на хлебе образовалась плесень и такой хлеб не используется в пищу. Ребята в классе говорили, что тоже видели подобный налёт на разных продуктах. Возникли вопросы: что такое плесень? При каких условиях она образуется? Почему хлеб с таким налётом не используется в пищу?
Мы решили провести опыты с различными продуктами, такими как: черный хлеб и апельсин. Нам хотелось узнать, что такое плесень? Насколько она вредна для человека? При каких условиях появляется? Предметом нашего исследования стала плесень.
Мы поставили перед собой цель: узнать, что такое плесень и при каких условиях она образуется
Мы выдвинули гипотезу: возможно, основными факторами, влияющими на появление и разрастание плесени являются тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.
Для реализации поставленной цели мы решали следующие
задачи:
• Изучить, что такое плесень.
• Узнать о роли плесени в жизни человека.
• Вырастить плесень на различных продуктах питания.
• Определить факторы, влияющие на её появление и разрастание
Для решения поставленных задач и доказательства нашей гипотезы использовали следующие методы:
• теоретический (научный);
• практический;
• аналитический.
Исследование проводилось по плану:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определение целей, задач, гипотезы исследования
3. Закладка опыта
3.1. Наблюдение
3.2. Описание
3.3. Сравнение
3.4. Анализ, обобщение и систематизация результатов
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Научная статья
1.2. Что такое плесень.
Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. О наличии плесени свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, так называемая махра, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, зелёного цвета [2].
2.2. Как плесень влияет на здоровье человека
Очень долго считали, что плесень для человека безвредна. Но это не так. Всем известно, что нельзя употреблять в пищу несъедобные грибы. Но пищевые отравления могут вызвать и заплесневелые продукты, так как некоторые плесени образуют вредные вещества. Крайне опасны для человека афлатоксины. Их производит микроскопический гриб зелёно-жёлтого цвета, который может расти, особенно в тёплых условиях, на самых разных продуктах: джемах, сушёной рыбе, арахисе, бобовых и масличных культурах, зёрнах какао, кофе [1]. Некоторые виды грибков вызывают диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания.
Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия.
Но плесень может быть и полезной для человека. Столетия тому назад люди придумали использовать плесени для приготовления разных пищевых продуктов. В Европе истинные плесени используют при изготовлении сыров - рокфора, камамбера, бри, голубого датского. В странах Востока, в Японии плесени издавна применяют при производстве спиртных напитков, при приготовлении продуктов питания из сои, а также разнообразных соусов. А плесневый гриб, так пугающая всех чёрная плесень, начиная с 30-х годов XX века во всём мире до сих пор широко применяют в пищевой и фармацевтической промышленности как основной продуцент для производства лимонной кислоты.
Человеку впору поклониться плесени за то, что именно из неё в середине ХХ века был получен первый антибиотик — пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей [3].
2. Практическая часть
2.1. Условия появления и развития плесени
Мы поставили опыт, позволивший нам определить факторы, влияющие на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно непригодным для еды. Нами была выращена плесень на следующих продуктах питания: черном хлебе и апельсине. Также была составлена сводная таблица, в которой мы показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени. (Приложение 1)
2.2. Описание опытов
Описание опыта № 1. Выращивание плесени на чёрном хлебе. (Приложение 2)
1. Закладка опыта (фотография 1)
Для эксперимента мы взяли три кусочка черного хлеба.
• Первый кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;
• Второй кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;
• Третий кусок положили без влаги в теплое, светлое место.
Описание опыта через 1 день
• в первой тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;
• во второй тарелке на хлебе ничего не появилось;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось.
Описание опыта через 2 дня
• в первой тарелке на хлебе появился белый «пушок»;
• во второй тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, верхний слой хлеба подсох.
Описание опыта через 3 дня
• в первой тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта и «пушок», а также появилось тёмно-серое пятно посередине;
• во второй тарелке на хлебе появился белый налёт и «пушок»;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, начал черстветь средний слой.
Описание опыта через 3 дня (Фотография 2).
• в первой тарелке на хлебе белый «пушок» стал плотнее, а тёмно-серое пятно потемнело и увеличилось в размерах;
• во второй тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта, и появилось тёмно-серое пятно посередине;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, хлеб совсем высох.
На основе поставленного опыта № 1 можно сделать следующий вывод:
плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.
Описание опыта № 2 Выращивание плесени на апельсине (Приложение 3) Закладка опыта (фотография 3)
Для эксперимента мы взяли три дольки апельсина.
• Первую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;
• Вторую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;
• Третью дольку положили без влаги в теплое, светлое место.
Описание опыта через 1 день (Фотография 4)
• в первой тарелке на дольке апельсина появился серо-белый пушистый налёт;
• во второй тарелке на дольке апельсина появился белый пушистый налёт;
• в третьей тарелкена дольке апельсина ничего не появилось, кожица апельсина стала подсыхать.
Описание опыта через 2 дня (Фотография 5)
• в первой тарелкена дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, стал больше «пушок» и появились чёрные пятна;
• во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, появился «пушок»;
• в третьей тарелке на дольке ничего не появилось, кожица апельсина высохла.
Описание опыта через 3 дня (фотография 6)
• в первой тарелкена дольке апельсина «пушок» стал тёмно-серым и увеличилось количество чёрных пятен;
• во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, увеличился «пушок» и появились чёрные пятна;
• в третьей тарелке долька апельсина высохла.
На основе поставленного опыта № 2 можно сделать следующий вывод:
плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Плесень – название гриба, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; растет на пищевых продуктах. Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, и также есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.
2. Продукты, имеющие плесень токсичны и могут рано или поздно послужить для начала развития различных заболеваний, поэтому такие продукты нельзя употреблять в пищу.
3. Плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло, влага нет света и проветривания.
В результате поставленного опыта выявлены условия появления плесени, что позволило подтвердить выдвинутую гипотезу. Наша гипотеза подтвердилась.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. / Москва, «Махаон», 2003.
2. Робин Керрод, Уинди Мадгуик /Книга знаний в вопросах и ответах. М. ,«Махаон», 2003.
4. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» / Наука на марше / Биология
№10, 2009 год
5. Олег Чистовский / Грибы-целители (Серия - Исцели себя сам).
6. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+» 1997 г.
7. http://www.globalproquim.hu/wp-content/uploads/2011/03/elpazarolt-ivoviz.jpg
8. http://kuharka.com/uploads/posts/2011-03/1299073986_syr-rokfor.jpg
9. http://www.shouragroup.com/Images/gallery/Fruitsbig/ab35b.jpg
10. http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm