Елена Градобоева
Исследовательская работа «Почему у ёлки колкие иголки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему у ёлки колкие иголки»
Дети средней группы «Незабудка»
Воспитатель: Градобоева
Елена Георгиевна
Оглавление
Введение …. 3
Основная часть:
Изучение детской научной литературы …. 4
Наблюдение…. 4
Эксперимент….… 4
Опрос взрослых …. 4
Поиск в сети интернет…. 5
Заключение…. 5
Список литературы…. 6
Введение
Публикация «Исследовательская работа „Почему у ёлки колкие иголки“» размещена в разделах
На занятии по познавательному развитию мы беседовали о том, что скоро осень закончится, и наступит зима. Затем мы вспомнили про весёлый и шумный праздник Новый год, как наряжали зелёную ёлочку, вешали на неё игрушки и … кололись иголочками. Нам стало интересно, ёлка – ведь это дерево, а почему у неё не листья, а колючие иголки.
Цель исследования : изучить особенности строения ели и выяснить, почему «у ёлки колкие иголки».
Задачи исследования :
1. Узнать особенности строения ёлки;
2. Определить роль иголок в росте и развитии ели;
3. Провести опыт для выяснения колкости иголок.
Гипотеза: Колючие иголки ёлки – это необычные листья.
Методы исследования :
1. Изучение детской научной литературы;
2. Наблюдение;
3. Эксперимент;
4. Опрос взрослых;
5. Поиск в сети Интернет.
Основная часть.
1. Изучение детской научной литературы.
Цель: из разных источников собрать информацию о ёлке.
Для полного сбора информации, мы обратились к детской энциклопедии. Вот, что мы узнали:
Ель — растений семейства Сосновые. В переводе с латинского означает смола, либо смолистое, живичное дерево.
Ель обыкновенная - это стройное вечнозелёное дерево высотой до 50 метров, диаметром ствола до 2 метров. Стержневой корень отмирает у ели к десятилетнему возрасту. Боковые корни находятся в верхних слоях почвы, они слабые, поэтому сильные ветры выворачивают деревья с корнями, то есть ель страдает от ветровала. У молодых елей крона густая, конусовидная или пирамидальная, часто узкая, у старых елей широкая, раскидистая. Ветви дерева располагаются сжатыми спиралями, ежегодно образуется одно кольцо ветвей, что позволяет определить примерный возраст дерева.
У ели шишки созревают в первый же год. В них образуются мелкие семена. Семена дают начало крохотным всходам. Но в лесу они довольно редки. Объясняется это тем, что тонкий, слабый корешок молодого растения часто не
в состоянии «пробить» мощный слой сухой опавшей хвои. Поэтому ели выращивают в питомниках. Лес вырастить непросто: и труда, и времени, и знаний требуется масса. С одной ёлки, например, можно собрать всего 1 килограмм семян. Нелё гкое это дело: их надо вышелушивать из шишек, на зиму класть на холод – «снеговать», а по весне высаживать на грядках питомника. Следят за ними, рыхлят землю, пропалывают. Лишь через несколько лет молодые деревца можно будет пересадить на постоянное место жительства. Восстановить еловые леса очень сложно. Ель – дерево, которое живёт довольно долго. Средний возраст ели 250-300 лет. Встречаются и деревья, возраст которых достигает 500 лет.
2. Наблюдение.
Цель: закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по одному-двум признакам; знакомить с особенностями ели, по которым её легко выделить среди других деревьев. Формировать представление о строении ели, ее красоте.
После прочитанной информации в энциклопедии, мы решили проверить, всё ли правильно написано про ёлку. И на прогулке отправились на участок старшей группы, где растёт ёлка. Действительно, ель — дерево высокое, стройное, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, Ель похожа на пирамидку много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев Она зелёная зимой и летом. А ещё у ели бывают шишки. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок. Ель издает аромат и очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.
3. Эксперимент.
На участке рядом с ёлкой растёт липа. Мы сравнили листочек липы и веточку ели. Листок липы напомнил нам сердечко зелёного цвета, а иголки ели похожи на швейную иглу, или иголки у ёжика. Мы провели липовым листом по своим щёчкам и почувствовали мягкость касания листом, а также приятный запах мёда. А когда мы проводили еловой веточкой по щёчкам, - нам было не очень приятно, иголки кололи кожу, и пахли смолой.
4. Опрос взрослых.
Придя домой, мы спросили своих родителей: «Почему у ёлки колкие иголки?»
Ответы родителей:
- такие необычные листья;
- так дерево защищается от животных и насекомых;
- не знаем.
5. Поиск в сети интернет.
С помощью воспитателя и интернета, мы выяснили, что иголки у елей – это такие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголочка - хвоинка живё т долго: 5-7 лет, а потом падает на землю. В состав хвои входит парафин и кутикула - твёрдые вещества, которые из года в год накапливаются.
Рассмотрев, еловую ветку через увеличительное стекло, мы заметили, что хвоя елей в виде одиночных хвоинок вырастает по всей поверхности ветки. Каждая хвоинка обычно четырехгранная. Грани иногда не очень заметны, хвоинки кажутся почти плоскими, но всегда видно, что они заострены на конце. Получается, что толстая еловая иголка как бы заканчивается ещё одной совсем тонкой иголочкой. Вот почему иголки такие колючие.
Заключение.
В результате проведённого опыта и наблюдения, а также прочитанной информации, мы доказали гипотезу, что иголки у елей – это такие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголочка - хвоинка живё т долго: 5-7 лет, а потом падает на землю.
Список литературы:
1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Москва. 1994г, т. 5, т. 6.
2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. -М. : ТЦ Сфера, 2011.- 176с. (Детский сад с любовью)