Мария Козырева
Исследовательская работа «Почему у птиц разные гнезда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Летом мы наслаждаемся пением птиц, которые лечат наши деревья от вредных насекомых. Зимой птицы часто прилетают и стучатся клювиками в наши окна. На каждой прогулке зимой мы стараемся их покормить. Мы очень любим птиц! На прогулках мы часто находим различные птичьи гнезда. Гнезда разные по размерам и форме. Находим мы их не только осенью (в траве и кустиках, но и зимой. Птицы – наши друзья. Они к нам так привыкли, что перестали нас бояться. Маленькие пернатые часто строят гнезда в пустующих летом кормушках, которые висят близко к земле и людям. Однажды мы нашли гнездо в кормушке - чайнике, когда первый раз зимой пошли кормить птиц.
Публикация «Исследовательская работа „Почему у птиц разные гнезда?“» размещена в разделах
Птицы очень похожи друг на друга: они покрыты перьями, летают, у них есть клюв и крылья, они откладывают яйца и выводят птенцов. А вот гнезда – домики у них у всех разные. Почему?
Цель:
Выяснить, почему гнезда птиц разного размера, формы и материала.
Задачи:
o Найти информацию, у каких птиц какие гнезда
o Сравнить гнезда зимующих и перелетных птиц
Объект исследования :
Гнезда птиц
Гипотеза:
Мы подумали, если птицы отличаются друг от друга окраской, размерами, пением, типами питания, образом жизни и местом обитания, то может быть поэтому, они строят такие разнообразные гнезда.
Методы исследования : (наглядные, словесные, практические) :
o Анализ энциклопедической и художественной литературы
o Наблюдения
o Измерения (размеров гнезд)
o Рассматривания (гнезд, иллюстраций энциклопедий и таблиц)
o Анкетирования родителей и старшеклассников
o Проектная деятельность «Птицы» (работа с родителями)
o Сравнения (гнезд перелетных и зимующих птиц)
o Беседа духовно-нравственного направления (бережного отношения к гнездовьям птиц)
o Конструирования (гнезда своими руками из тех же материалов, что и настоящее гнездо)
Средства исследования :
o Энциклопедии
o Таблицы
o Птицы – игрушки
o Художественная литература
o Линейки, лупа
o Иллюстрации
o Схемы («Узнай птицу по гнезду», «Кто, где живет?»)
o Экскурсии в природу
Формы изучения:
o Игровая деятельность
o Словесно-наглядная деятельность
o Викторины
o Проектная деятельность
o Практическая деятельность
Первый этап:
o Рассматривание таблиц перелетных и зимующих птиц
o Чтение художественной литературы
(рассказы К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова).
o Зарисовка предполагаемого расположения гнезд ласточки, грача, сороки, совы и материал, из которых сделаны гнезда :
После изучения - мы сделали вывод: только Артем Селезнев правильно назвал месторасположение и материал, из которого сделаны гнезда птиц.
o Проведение опроса родителей на тему «Почему у птиц разные гнезда?»
Вывод: из опроса мы узнали:
• что птицы вьют такие гнезда, чтобы птичьи враги не достали отложенные в гнезде яйца (высоко на деревьях, в дуплах, на скалах, на болотах)
• что птицы строят гнезда там, где удобно гнездиться им (водоплавающим на воде, хищным – в горох, мелким – в траве, крупным – на деревьях)
o Анкетирование учеников четвертого класса «Знаете ли вы птиц?»
Вывод: оказалось, что дети знают птиц, но путают перелетных и зимующих.
o Экскурсия по селу для нахождения и рассматривания гнезд (нашли пять гнезд мелких птиц, четыре гнезда ласточки, несколько дупел)
o Изучение строения сорочьего гнезда из глины, веточек, проволоки, прутьев (по фотографиям из сети «Интернет»)
o Лепка из глины гнезд : сороки и ласточки
o Конструирование макета гнезда сороки
Второй этап:
Проведение исследований :
o Рассматривание 7 гнезд через лупу (гнезда ласточки и сороки были сделаны своими руками, остальные - принесены родителями и найдены в кормушках и траве осенью).
o Измерение гнезд.
Мы взяли линейку и измерили их в ширину и длину.
o Взвешивание гнезд.
Взвесили гнезда на весах
Фиксация результатов исследования :
o Данные занесли в таблицу.
o Рисование гнезд ласточки, грача, сороки, совы (все нарисовали правильную форму и правильное расположение гнезд).
o Аппликация «Птенчики в гнездышке»
Третий этап:
Закрепление по теме:
o Загадывание загадок
o Рассказ по таблице: «Какие виды гнезд, у каких птиц бывают»
o Проведение викторин
o Работа с родителями – проектная деятельность: «Какие бывают птицы»?
o Речевые и дидактические игры
o Беседа духовно – нравственного содержания «Не разоряйте птичьих гнезд»
o Создание таблиц и презентации по теме и рассказ перед учениками начальных классов о проведенной работе
Заключение:
Мы узнали, что птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние время вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Есть такие ребята, которые шутя, из любопытства разоряют птичьи гнезда. Этого делать нельзя. Можно нарушить природу и тогда сначала погибнут птицы, потом животные, а потом человек. Мы все взаимосвязаны. Должны жить в гармонии с природой и никогда не разорять птичьих гнезд. После исследования мы решили вернуть все найденные и сделанные гнезда в природу. Тем самым помочь птицам в поисках и строительстве своего жилья.
Вывод:
1. Наша гипотеза подтвердилась. Птицы строят разные гнезда потому, что они отличаются друг от друга:
Типами питания:
o Насекомоядные (ласточки, стрижи, соловьи, грачи,
o Растительноядные (воробьи, синички, снегири, свиристели,
o Хищные (орлы, ястребы, соколы, совы).
Местом обитания:
Птицы живут во всех точках нашей планеты и могут вить гнезда :
в траве,
в кустах,
на деревьях,
в дуплах,
в горах на камнях,
в земле,
на болотах,
Разным количеством яиц в гнезде
(от 1 (у страусов, пингвинов) до 26 (у куропаток) - чем больше яиц, тем гнездо больше)
Особенностями образа жизни:
птенцовые (нежизнеспособные, тело без перьев: воробьи, кукушка, голубь)
выводковые (готовые к самостоятельной жизнедеятельности, тело покрыто перьями: гуси, кулики, дрофы, страусы)
Размерами самой птицы и характерными особенностями
(например, ласточка никогда не ходит по земле, поэтому она строит домик их ила и глины, мешая с водой и слюной, хватая материал на лету).
2. Зимующие птицы строят гнезда в укрытиях от морозных ветров (воробьи под крышей, у сорок гнездо сверху закрыто прутьями и проволокой, у совы – в дупле, а гнезда перелетных птиц открыты, (даже встречаются с окошечками) так как летом жарко, а зимой в них никто не живет.