Регина
Исследовательская работа по взаимодействию ДОУ и семьи в рамках реализации проекта «Смотрю в семью, как в зеркало»
▼ Скачать + Заказать документы
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
(Тараданова Дарья)
Обоснование актуальности.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители (законные представители) и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей (законных представителей) и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей (законных представителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Публикация «Исследовательская работа по взаимодействию ДОУ и семьи в рамках реализации проекта „Смотрю в семью, как в зеркало“» размещена в разделах
Семья - маленькая частица нашей большой Родины. Слова «Родина» и «Отечество» происходят от слов родить, отец. Семья - это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт. В семье формируются поведение человека, закладываются основы физического, нравственного, психического и социального здоровья. Познавая своих предков через составление родословной, мы познаем себя ведь мы тоже часть рода. Мы учимся чувству долга и ответственности перед родителями, семьей, старшим поколением, Родиной, Отечеством. Изучая родословную своей семьи, мы начинаем понимать, что родословная - это история нашей Родины, печальная и великая, торжественная и радостная.
Данная задача расширяется во всех видах детской деятельности: в ООД, в играх, в труде, в быту, в праздниках и в развлечениях.
Семейное воспитание как часть патриотического воспитания необходимо любому человеку, государству, народу. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребёнку уважение и любовь к родной семье, Родине.
Немалое значение для воспитания детей интереса и любви к родной семье имеет ближайшее окружение. Придя в мир, ребенок знакомиться со своими родителями (законными представителями, со своей семьей, с домом в котором он будет жить.
Начиная работу по воспитанию любви к родной семье, воспитатель обязан сам быть хорошим психологом знающим психологические особенности ребёнка дошкольника. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной темы, моменты. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представления о том, чем является для него семья, чем она значима, и почему каждый человек должен дорожить своей семьей на протяжении всей своей жизни. Надо показать ребенку, что каждая семья богата своей историей, традициями и членами своей семьи.
Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению истории своей семьи, к её родословной, что является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Актуальность данного проекта определяется воспитанием любви и уважения у детей к своей семье, что является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своей Родины, надо начинать с воспитания у детей любви и желания знать о своей семье, о своей родословной.
Объект исследования : процесс обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи.
Предмет исследования : педагогические условия обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи.
Цель: организовать методическую работу по созданию условий взаимодействия МАДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников; выявить оптимальные формы и методы работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать дошкольников к семейным традициям, помочь воспитанникам собрать и классифицировать материал о семье в которой они растут.
- познакомить родителей (законные представители) с методами, приемами и стилями семейного воспитания.
- выявить особенности обогащения семейных традиций в процессе взаимодействия детского сада и семьи;
Развивающие:
- развивать любознательность и интерес к познанию своей семьи;
- развивать способности детей и родителей в совместной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и привязанность к семье, заботливое отношение к членам своей семьи и гордость за своих предков.
- воспитывать у дошкольников патриотизм через семейное воспитание.
Гипотеза: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее :
- если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Методология и методы:
- анализ детской деятельности (рассказы о семье, рисунки, аппликации, сюжетно- ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в МАДОУ и общественных местах, доброжелательные отношения с взрослыми и сверстниками, гуманное отношение к живым объектам природы);
- моделирование игровых и проблемных ситуаций;
- мониторинг взаимодействия в системе «МАДОУ - семья»
Научная новизна и практическая значимость:
Заключается в выработке новых подходов в изучении истории семьи, рода, их роли в становлении и развитии личности дошкольника, которая будет способствовать духовно-нравственному развитию, сохранению семейных ценностей, формированию патриотизма и активной жизненной позиции. Предложенное исследование, план работы и его результаты могут быть внедрены в практику дошкольных образовательных учреждений и использованы при составлении перспективных планов, авторских программ, оформлении докладов к педсоветам, консультаций для родителей, дидактических материалов по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данные материалы будут использоваться во время проведения организованной деятельности.
Этапы и сроки реализации проекта.
Этап «Подготовительный»
- изучения методической литературы по теме исследования;
- анкетирование родителей;
- мониторинг развития динамичной связи работы с родителями;
-совместное составление плана, маршрута экскурсий (воспитатель, родитель, ребёнок).
- разработка сюжетно-ролевых и дидактических игр;
Этап «Основной»
- организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в ходе совместных мероприятий;
- проведение цикла мероприятий по развитию интереса детей к истории и настоящему к своей семьи.
- организация сюжетно-ролевых игр.
3. Этап «Итоговый»
- анализ проведённой работы, соотнесение результата с поставленными целями;
- выявление успехов и неудач;
- презентация исследования;
Критерий оценки ожидаемых результатов:
- изучение уровня педагогической культуры родителей (законных представителей) и стилей семейного воспитания;
- изучение запросов, нужд, интересов родителей;
- использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно - информационных, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьёй;
- выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
- осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей;
- изучение мнения родителей о работе в МАДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации.
- недостаточно налаженная связь с родителями;
- слабое оснащение развивающей предметно-пространственной среды (материальные технические средства);
- занятость родителей рабочим времени;
- неосознанность родителями посещения данных занятий;
- неосознание педагогами значимости организации и проведения данных занятий.