Вероника Чекмарёва
Исследовательская работа «Хлебный колосок» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Исследовательская работа по теме "Хлебный колосок" в старшей группе
Цель:
Задачи:
Публикация «Исследовательская работа „Хлебный колосок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Образовательные: Расширять представления о злаках, их выращивании и употреблении. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. Дать представление детям о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания. Формирование мелкой и общей моторики.
Развивающие: Развивать умение обследовать и сравнивать колосья злаковых культур (рожь, пшеница). Знакомить детей со свойствами муки через экспериментирование.
Воспитывающие: Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, агрономов и т. д., воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Материалы: колосья ржи и пшеницы, зерна, мука, лупы, сито, песочное тесто, формочки для выпечки печенья, влажные салфетки. На каждого ребенка: фартук, головной убор, тарелочки, стаканчики, ложки.
Оснащение: проектор, презентация с фотографиями, выставка книг, выставка рисунков "Хлеб наше богатство", выставка работ из соленого теста "Колосья", весы.
Предварительная работа : проращивание зерен ржи и пшеницы, чтение произведений: В. А. Сухомлинский "Как из зернышка вырос колос", "Хлеб – это труд", Г. Юрмин "Комбайнеры", М. Глинская "Хлеб", М. Пришвин "Лисичкин хлеб" и др. ; рассматривание иллюстраций; рисование и лепка "Колосья"; заучивание стихотворений, объяснение пословиц и поговорок о хлебе, экскурсия в пекарню.
Ход:
I часть.
Воспитатель:
- Сегодня мы будем проводить исследования как настоящие ученые. Представьте, что мы с вами находимся в лаборатории. Что мы будем исследовать, вы должны отгадать загадку.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
Дети:
- Мы будем исследовать колосья. (слайд 1)
Воспитатель:
- Совершенно верно. Мы с вами уже знакомы со злаковыми культурами (пшеница, рожь) из которых выпекают хлеб, знаем, откуда пришел хлеб, как делают хлеб, о его роли в жизни людей.
Мы постараемся узнать, как устроены колосья ржи и пшеницы, познакомимся со свойствами муки, вспомним, какие условия необходимы для роста и развития растений. Давайте их рассмотрим. (1-2 минуты рассматриваем). Расскажите, чем отличаются колосья ржи и пшеницы.
Дети:
-Стебель пшеницы толще, а ржи тоньше. Колос пшеницы короче, а ржи длиннее. У колоса ржи есть усы, а у пшеницы их нет.
Воспитатель:
- А теперь подумайте и скажите, чем они похожи?
Дети:
- У них есть стебель, листья, много зерен в колосе.
Воспитатель:
- Перед вами тарелки с зернами пшеницы и ржи. Рассмотрите внимательно зёрна через лупы. Постарайтесь определить, где пшеничные зерна, а где ржаные. Чем отличается зерно пшеницы от зерна ржи? (слайд 2)
Дети:
-Ржаное зерно длиннее и тоньше, чем пшеничное; пшеничное зерно круглее, толще, чем ржаное.
Воспитатель:
- Сравните их по цвету.
Дети:
- Ржаное зерно светлее, чем пшеничное.
Воспитатель:
- Тогда как объяснить, почему мука ржаная темнее, а пшеничная мука светлее?
Дети: ….)
Воспитатель:
- Оказывается в муке есть такие вещества – клейковина и клетчатка. Клейковина белого цвета, клетчатка – желтого. В пшеничной муке много клейковины и мало клетчатки, поэтому она имеет белый цвет. А в ржаной муке много клетчатки, но мало клейковины, поэтому она ржаная мука темнее.
Воспитатель:
- Положите любое зернышко на ладошку. Опишите (по схеме) (слайд 3, какого оно цвета, величины, какое на ощупь, твердое или мягкое, легкое или тяжелое?
Дети:
- Зерно желтого цвета, маленькое, гладкое, твердое, легкое.
Воспитатель:
- Ребята, какую муку получают из этих зерен?
Дети:
- Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку.
Воспитатель:
- А что пекут из пшеничной муки?
Дети:
-Из пшеничной муки выпекают пшеничный хлеб, булки, баранки, сушки, кексы, печенье, пирожное, торты. (слайд 4)
Воспитатель:
- Оказывается, пшеница делится на сорта: мягкие и твердые. Мягкие сорта пшеницы предназначены для получения хлебобулочных изделий, а твердые сорта для пшеничной, манной крупы и макаронных изделий. (слайд 5)
Воспитатель:
-А что пекут из ржаной муки?
Дети:
-Из ржаной муки пекут ржаной хлеб.
Воспитатель:
-Много видов ржаного хлеба : Бородинский, Московский, заварной, диетический. (слайд 6)
Воспитатель:
-Как вы думаете, для чего нам хлеб?
Дети:
-Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. В нем много витаминов В1, В2, РР, Е, минералов медь, селен, магний, кобальт, цинк и других.
Воспитатель:
-А сейчас, мы превратимся в маленькие зернышки. Вставайте в круг.
Физкультминутка
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (повороты в сторону,
Как один я, столько хлеба соберу. (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зёрнышко,
Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).
II часть.
Воспитатель:
- Сейчас дети нам расскажут сказку о пшеничных зернышках. (слайд 7)
Дети: (слайд 8) Жили - были семена пшеницы. Они были такие маленькие и сухие. Вот такие.
(слайд 9) Жили зернышки в темном маленьком домике. А домик был такой (показывает на фото с колосьями пшеницы)
(слайд 10) Однажды домик раскрыли и вытащили оттуда зернышки. "Ой, куда нас несут?" - возмущались зернышки.
(слайд 11) Положили зерна в тарелочки. Мы захотели напоить зернышек, но одна тарелочка с зернами пить не захотели, а во второй тарелочке зернышки обрадовались.
(слайд 12) Через два дня мы понаблюдали зернышки, которые не хотели пить были все такие же, а другие зернышки набухли стали пузатенькие и выросли хвостики, показался первый росток, потянулся к солнышку. Потом мы приготовили новые домики – горшочки.
(слайд 13) Взрыхлили почву. И положили зернышки из первой тарелочки в темную землю. Во второй тарелочке зернышек было много и поселили в два горшочка. Обсыпали землей.
(слайд 14) Сверху хотели полить водой, но первый горшочек пить не захотел, а второй и третий обрадовались и согласились. Им стало тепло и уютно.
(слайд 15) Дни шли. И на шестой день в первом горшочке ничего не происходило, а во втором и третьем горшке каждое зерно пустило корешок, а наверх вышли дружные всходы - нежные зеленые ростки, выглянули на белый свет, стали дружно тянуться к теплу. Здесь им было светло и уютно.
(слайд 16) Прошло еще несколько дней. Первый горшочек стоял все также, а второй и третий вытянулись и стали большими. И вдруг растения во втором горшке сказали: "Мы хотим спать!". Тогда мы накрыли их непрозрачным ведром.
(слайд 17) Через несколько дней в одном горшочке все было без изменений, во втором горшочке ростки стали расти медленнее и были бледные. А в третьем горшочке растения выросли большие. Это настоящее волшебство!
Воспитатель:
- Что необходимо для роста и развития растения?
Дети:
-Для роста и развития растения необходимо - вода, земля, тепло, солнечный свет и заботливые руки.
III часть.
Воспитатель:
-Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.
Колоски созреют, соберут и повезут зерна на элеватор (зернохранилище) сушить, затем на мельницу, зерна смелют в муку.
Воспитатель:
- Внимательно рассмотрите муку, потрогайте, понюхайте, попробуйте на вкус. И расскажите, какая она. (слайд 18)
Дети: - Мука белого цвета, не имеет запаха, легкая, рассыпчатая, мягкая, мелкая, приятная, пушистая, сухая.
Воспитатель:
- Сейчас с помощью весов я предлагаю вам сравнить, что тяжелее – стаканчик с водой или стаканчик с мукой.
Дети:
-Мука легче воды.
Воспитатель:
-Попробуем замесить тесто: на столе стоят два стакана: с водой и с маслом. Девочки замесят муку в стакане с водой, а мальчики с маслом. Потрогайте и скажите, какое тесто получилось?
Дети:
-В стакане, где замешивали муку с водой - мука растворилась, тесто стало белым, липким, мягким, гладким, легко мешать.
В стакане, где замешивали муку с маслом - тесто жирное, густое, тягучее, ароматное, трудно мешать.
Воспитатель:
-Оказывается, в муке есть такое вещество - клейковина. Клейковина формирует тесто. В процессе приготовления маленькие частички слипаются друг с другом, и образуется упругая, эластичная масса.
Воспитатель:
-С чем было труднее мешать муку? Почему?
Дети:
-Трудно было мешать муку с маслом, потому что масло твердое, а вода жидкая.
IV часть.
Воспитатель:
-Я приготовила заранее песочное тесто, я предлагаю вам испечь песочное печенье. Как вы думаете, что нам для этого нужно? (слайд 19)
Дети:
- Нам нужны: доска, скалка, тесто, головной убор.
Воспитатель:
- С чего мы начнем?
Дети:
- Раскатаем тесто во все стороны. Формочками вырежем фигурки, а оставшееся тесто опять раскатаем.
Противень смажем маслом. Печенье положим на противень и понесём на кухню для выпечки. Повара помогут нам его испечь.
Анализ:
Воспитатель:
- Вот и подошло к концу наше исследование.
- Что вы узнали нового?
- Какие эксперименты вам больше всего понравились?
- Вадим, чей ответ тебе больше всего понравился сегодня и почему?
- Алия, как ты думаешь, ты справилась сегодня со всеми заданиями или что-то показалось тебе трудным?