Юлия Тюрина
Исследовательская работа на тему «Кристаллизация соли в лабораторных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа на тему: «Кристаллизация соли в лабораторных условиях».
Эксперимент по физике проводился со старшей группой «Солнышко»
Воспитатель: Тюрина Юлия Анатольевна.
Тема:
Кристаллы из соли.
Объект исследования:
кристаллы
Предмет исследования:
процесс кристаллизации
Публикация «Исследовательская работа на тему „Кристаллизация соли в лабораторных условиях“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Цели:
-Чтение литературы на тему кристаллизация соли.
-Беседы.
-Провести эксперимент по выращиванию кристаллов из раствора поваренной соли в (лабораторных) условиях.
-Развивать кругозор детей.
Задачи:
-Узнать, что такое кристаллы.
-Выяснить, какие кристаллы бывают в природе и области их применения.
-Вырастить кристаллы соли в лабораторных условиях.
-Следить за ростом кристаллов.
Актуальность работы:
заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения.
Методы исследования:
-Работа с источником информации.
-Выполнение эксперимента в детском саду «Звездочка» в лаборатории «Наураша» Республика Мордовия,Торбеевский район.
-Наблюдение за ростом кристаллов.
-Фиксирование результатов.
Материалы:
Соль поваренная крупная, вода, стеклянная банка объёмом 1 литр, ложка или стеклянная или деревянная палочка для размешивания соли, вода, нитка, и фиксатор для нитки (в моём случае ненужная ручка).
Пополнение словаря:
кристалл, выращивание, поваренная соль, эксперимент, объём, и т. д.
Ход работы:
-Восп. Ребята, кристалл у древних греков читалось как «кристаллос» и обозначалось лёд. Кристаллами обычно называют твёрдые предметы, образующихся в природных или лабораторных условиях и имеющих вид многогранников.
Ребята, а как вы думаете, какие у нас условия?
-Дети. Лабораторные.
-Восп. Почему вы так решили?
-Дети. Потому что мы находимся в лаборатории. И на нас, одеты халаты как на настоящих учёных.
-Восп. Молодцы. Можно сказать, мы учёные. Мы и вправду находимся в лаборатории и изучаем кристаллы.
Кристаллы характеризуются строгими геометрическими формами (показать наглядно фото или макеты) они имеют гладкие, плоские грани. В большинстве кристаллы мелкие, чаще всего встречаются микроскопические.
Как вы думаете, какие это кристаллы?
-Дети. Это те, которые можно увидеть только под микроскопом.
-Восп. Верно. Но встречаются и большие экземпляры. (показать фото)
Кристаллы всегда привлекают внимание своей красотой, натуральностью и необычностью. Такими характеристиками обладают не только природные виды камней, но искусственно созданные.
Как вы думаете, что означает выражение искусственно созданные?
-Дети. Это значит, их сделали люди.
_Восп. Верно.
Многие люди задаются вопросом, как вырастить кристалл из соли в домашних (лабораторных) условиях?
Давайте разберёмся с этой задачей, а так же узнаем, что необходимо для создания такой красоты.
Чтобы в лабораторных (домашних) условиях вырастить настоящий кристалл, необходима специальная посуда и соответствующий раствор. Процесс очень долгий, поэтому быстрых результатов мы сразу не увидим.
Рост кристаллов зависит от многих факторов, то есть от многих обстоятельств: насыщенность раствора, то есть какое количество соли мы добавили в воду, температура воздуха, вида соли (то есть какая у нас с вами соль, Мы знаем, что она бывает?
-Дети. Разная. И мелкая и крупная.
–Восп. Правильно, мы с вами учились определять, где какая соль.
Для успешного выращивания такой красоты, нужно подготовить:
-Ёмкость, где будет расти наш кристалл. Ёмкость лучше брать прозрачную.
-Поваренная соль (можно взять ту, которой мы пользуемся на кухне во время приготовления еды).
-Стеклянная, деревянная палочка или обычная кухонная столовая ложка.
-Нитка.
-Фиксатор нитки.
Начало опыта:
-Восп. Возьмём небольшую ёмкость, у нас банка объёмом 1 литр, желательно прозрачную.
-Смешаем тёплую воду с солью, сколько столовых ложек соли мы добавили …
-Дети. 6 ложек.
-Восп. Молодцы, внимательно за мной следили.
Дальше мы берём небольшой кристаллик соли и привязываем его к нитке.
На второй край нитки привяжем фиксатор (к примеру карандаш, ненужную ручку, линейку и многое другое. А мы для фиксатора, что используем?
-Дети. Ручку, которая сломалась.
-Восп. Верно. Этот предмет будет фиксировать (то есть будет держать и не даст нашей нитки с кристаллом, погрузится на дно.)
Если ёмкость прозрачная, то мы сможем легко проследить, какими темпами растёт кристалл соли.
А у нас какая ёмкость?
-Дети. Прозрачная.
-Восп. Верно. Нам будет легко следить за процессом кристаллизации.
На данном фото, процесс кристаллизации соли спустя 3 дня.
На данном фото, процесс спустя 5 дней.
Мы видим, что кристаллы соли начали образовываться на самой нитке. Будем продолжать наши наблюдения.
На данном фото, спустя 8 дней.
Мы видим, что кристаллов соли на нитке и фиксаторе стало значительно больше.
-Восп. Небольшое дополнение про кристаллы. Как мы с вами теперь знаем, кристаллы бываю разного происхождения. Кристаллы и кристаллические материалы находят применение во многих приборах и устройствах, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Кристаллы используются: В компьютерах и мобильных телефонах, аудио- и видеотехнике. Без кристаллов не могут работать многие сложные современные устройства.
Потребность в кристаллах в мире очень высока, десятки тысяч тонн разнообразных кристаллов выращиваются ежегодно, и специалисты по росту и исследованию кристаллов постоянно востребованы как у нас в стране, так и за рубежом. Работы по созданию технологий кристаллических материалов входят в перечень востребованных (то есть нужных) направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденный Президентом РФ.
Кристаллы - синие, зелёные, красные, прозрачные, с металлическим блеском, само-светящиеся, магнитные, электрические, звучащие, вибрирующие, сверхтвердые и даже жидкие, сверхпрочные и пластичные, проницаемые, как сито, меняющие свой цвет и форму, ограненные, пластинчатые и даже волокнистые и деревообразные. Всё это физика твёрдого тела и многогранники!
-Восп. Мы с вами недавно проходили свойства воды. Давайте вспомним.
Вода в отличие от всех других веществ, при замерзании расширяется. При нуле градусов лед становится легче воды на 10%. Лед в природе образует самые разнообразные кристаллы, формы которых зачастую бывают очень необычными. Вот вам и пример, где кристаллы встречаются в природе.
Итоги работы:
-Мы узнали, что такое кристалл.
-Где они встречаются в природе и находят своё применение.
-Смогли в домашних условиях вырастить самостоятельно кристалл поваренной соли из насыщенного раствора.
-Дети получили незабываемый опыт, их удивлению и любопытству не было предела.