Ванчикова Мария Тумуровна
Детская исследовательская работа по изучению бурятского музыкального инструмента «Морин хуур»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»
«Морин хуур»
(Посвящается Году культурного наследия народов России)
Шагдаров Эрдэм,6 лет.
Руководитель – Ванчикова Мария Тумуровна.
Воспитатель старшей группы.
2022год.
Содержание:
• План исследования :
• Введение;
• Основная часть;
• Заключение; выводы.
Публикация «Детская исследовательская работа по изучению бурятского музыкального инструмента „Морин хуур“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Республика Бурятия
- Темочки
Цель: узнать, почему этот инструмент называется Морин хуур.
Задачи:
• Познакомить с бурятским национальным музыкальным инструментом Морин хуур;
• Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к обычаям и традициям бурятского народа, обогащать нравственно - эстетические чувства, возрождать национально - культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями;
• Развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
Предмет исследования :
Музыкальный инструмент Морин хуур.
Гипотеза:
Исследуя и изучая историю происхождения названия бурятского национального музыкального инструмента Морин хуур, я буду знать традиции, обычаи и культуру родного народа.
Актуальность:
В современное время когда забываются и утрачиваются многие семейные и культурные ценности, очень важно с малых лет приобщать детей к ним, через народные игры, обряды и легенды, через семейные традиции и реликвии.
Значимость исследования :
При изучении истории происхождения названия бурятского национального музыкального инструмента Морин хуур, мы воспитываем, развиваем и формируем уважительное отношение к своему народу, к Родине.
Методы исследования :
• Сбор информации;
• Просмотр картин, слушание музыки, просмотр слайдов;
• Посещение краеведческого центра;
• Посещение библиотек;
• Экскурсия в музей.
Взаимодействие с семьей:
Подготовка к конкурсу:
• Поиск информации;
Проведение игры «Наездники»;
• Оформление папки «Удивительный Морин хуур»;
• Беседы с родителями, с бабушкой;
• Изготовление смычка для инструмента.
Место проведения :
• МБДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко»»
• Мой дом.
Здравствуйте, уважаемые жюри.
Меня зовут Шагдаров Эрдэм, я живу в селе Таптанай, хожу в детский сад «Солнышко», в старшую группу, мне 6 лет.
Тема моей исследовательской работы «Морин хуур»
Цель: узнать, почему этот инструмент называется Морин хуур
Воспитатель Мария Тумуровна показала и рассказала нам удивительный музыкальный инструмент Морин хуур. Это древний бурятский национальный музыкальный инструмент. Он изготовлен из дерева, имеет корпус, раньше был обтянут кожей лошадей, овец, верблюдов, у него гриф в форме лошадиной головы, с двумя струнами из конского хвоста и деревянным смычком. Музыкант, который играет на Морин хуре, называется моринхурист.
Мне стало очень интересно, почему он так называется, а его гриф в форме лошадиной головы и две струны из конского хвоста. Мария Тумуровна рассказала легенду, как мальчик Сухэ первым изготовил Морин хуур. У него был верный и любимый друг, они никогда не расставались, но злой и коварный хан убил лошадь. Сухэ сильно плакал и тосковал по своему верному другу, тогда дух лошади явился к нему во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из ее тела, чтобы они всегда были неразлучны. Сухэ изготовил инструмент из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Когда он заиграл на своем Морин хууре, то услышал голос, ржание и топот своего верного друга, и понял, что друг всегда с ним, поэтому он назвал его Морин хуур – голос коня. С тех пор все инструменты так называются, и их изготавливают с грифом в форме лошадиной головы и с двумя струнами из конского хвоста. Одну струну плетут из хвоста жеребца, вторую из хвоста кобылы, их должно быть больше ста для каждой струны. Когда мы в группе рисовали и раскрашивали коней, лепили из пластилина, играли в разные бурятские игры, слушали музыку, то нам тоже казалось, что мы слышим голос коня.
В бурятском уголке нашего сада есть маленький Морин хуур, у него потерялся смычок. Я решил изготовить для него смычок и обратился за помощью к папе. Дома папа рассказал, мне, что бурятский народ всегда
очень любит и почитает коней. Конь для бурята является священным животным. Это верный и надежный друг, богатство, радость и гордость.
У нас на стоянке тоже есть мой верный друг, конь по кличке «Ураган», и мы взяли волосы для смычка из его хвоста. Мы вместе подбирали по размеру деревянную планочку, и я его сам покрасил, у нас получился замечательный смычок. Папа рассказал мне, что мой дядя Баир умеет играть на Морин хууре, он учился специально этому в Монголии. А моя бабушка Галина Базаровна рассказала, что там, где играет Морин хуур, все плохое уходит, а доброе остается, поэтому считается, что он должен быть в каждой бурятской семье.
Вывод:
Я узнал, что Морин хуур – это бурятский национальный музыкальный инструмент. Он изготовлен из дерева, имеет корпус, у него гриф в форме лошадиной головы, с двумя струнами из конского хвоста и деревянным смычком. Когда играют на нем, то слышат голос коня, поэтому он так называется. И когда я стану большим, тоже научусь играть на Морин хууре.
Н. Ажиповой «Морин-хуур»
Морин-хуура протяжные звуки
Растревожили сердце моё.
В них умелого мастера руки,
В них незримая нить времён.
Две струны из конского волоса,
Гриф, смычок, изящный узор.
Никогда не забудешь ты голоса
Морин-хуура, чья песня – простор.
В этих песнях – ветра напевы
И пьянящий степной аромат,
Летний дождик, шуршащий распевно
И лилового солнца закат.
В этих песнях томное ржание
Скрип седла, звон стремян, свист стрелы.
Леденящего страха дыхания,
И безмерная сила любви.