Марина Одина
Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, должна быть основана на интеграции экологического воспитания во все виды деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Публикация «Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Изучение природных объектов не возможно без наблюдения и исследований, но важно соблюдать принцип системности, последовательности.
Цель: познакомить воспитанников с природным объектом-дерево, изучить этапы развития деревьев.
Задачи:
1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
2. Закрепить знания о характерных признаках деревьев.
3. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
4. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
5. Воспитывать трудолюбие, развивать трудовые навыки
1. Знакомство с деревом.
Цель: познакомить воспитанников с природным объектом-дерево.
Методические приё мы: игровая мотивация, приход игрового персонажа белки, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание, беседа, чтение художественной литературы, экспериментирование, подвижная игра, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
Изучить строение дерева. Для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора?
Измерить высоту и толщину небольшого дерева;
Сравнительный анализ деревьев участка. Какие деревья выше или ниже? Тоньше или толще? Какие деревья по размеру относительно других предметов (дома, люди т. д.)
Есть ли у дерева «соседи» (кто бегает рядом с ним, растет рядом, прилетает к нему) Изучить территорию рядом с деревом.
Видовое разнообразие деревьев. Понаблюдать за деревьями разных пород, чем они отличаются. Закрепить представления о породах деревьев.
Вместе с детьми составить план участка, на котором растут деревья. Отметить, какие растут деревья, его соседи, детский сад, дома?
- выяснить, растут ли такие деревья возле дома детей?
- зарисовать объект наблюдений, его окружение.
Подвижная игра «1,2,3, что назову, туда беги. (дерево, куст)
Экспериментирование с разными материалами «Тонет, не тонет»
Деятельность в групповом помещении
Завести дневник наблюдений за деревьями. Нарисовать схематично, предавая характерные особенности ствол и ветви изучаемых деревьев
2. Изучаем соцветия деревьев.
Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием соцветий деревьев
Методические приё мы: игровая ситуация, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (аппликация, беседа, экспериментирование, дидактическая игра, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
- сколько лепестков в соцветии?
- погладить листок руками, рассмотреть через лупу.
- потрогать кончик лепестка (острый он или тупой, мягкий или твердый).
- какой край лепестка ровный или с зубчиками?
- какого цвета соцветие?
- какой запах у соцветия?
- как соцветия прикрепляются к ветке?
- выяснить, что будет после соцветия?
Дидактическая игра «С какого дерева цветочек?»
Деятельность в групповом помещении
Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, зарисовать соцветия.
3. Изучаем листья.
Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием листьев деревьев
Методические приё мы: игровая мотивация, приход игрового персонажа гусеницы, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание, беседа, музыкальное упражнение, слушание музыкального произведения вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
1. Вспомнить, сколько листьев на дереве зимой и сколько в момент наблюдения?
2. Погладить листок руками, рассмотреть через лупу.
3. Обследование листьев разных деревьев
- потрогать кончик листа (острый он или тупой, мягкий или твердый).
- какой край листа ровный или с зубчиками?
- какого оттенка цвет листьев у разных деревьев?
- какой запах у листьев?
- как листья прикрепляются к ветке?
4. Изучаем кору и ствол.
Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием коры и ствола деревьев
Методические приё мы: игровая мотивация, приход игрового персонажа белки, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание, беседа, тактильная игра, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
Исследовать ствол и кору разных дерев.
- найти место, где ствол дерева самый широкий, а где самый узкий.
- определить, какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая).
- определить запах коры.
Исследовать следы, оставленные человеком.
- определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву?
Тактильная игра «Угадай наощупь, какого дерева кора»
Деятельность в групповом помещении
Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, раскрасить ствол и ветви деревьев, нарисованных на первом занятии.
5. Кто лучшие друзья дерева?
Цель: познакомить воспитанников с особенностями жизнедеятельности деревьев разных пород
Методические приё мы: игровая мотивация, приход игрового персонажа птички, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание, беседа, разбор проблемных ситуаций, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
Отметить, как развиваются деревья одной породы, растущие в разных условиях (солнечная и теневая стороны)
Наблюдение за почвой (мягкий грунт и твёрдый)
Рассказать о вреде, который могут наносить насекомые и пользе птиц. Организовать наблюдение
Разбор ситуаций «Что произойдёт, если все птички улетят?»,
Деятельность в групповом помещении
Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, отметить, уход за деревьями, друзей и врагов деревьев. Рассматривание иллюстраций. Изготовление коллажа «Дерево и его друзья»
Изучаем плоды деревьев.
Цель: познакомить воспитанников с плодами деревьев разных пород
Методические приё мы: игровая мотивация, приход игрового персонажа птички, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание, беседа, трудовая деятельность (сбор урожая, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
Изучаем плоды разных деревьев.
- какой формы плоды?
- погладить плод руками (гладкий или шершавый, мягкий или твердый).
- какого цвета плод?
- какой запах у плодов?
- рассмотреть плод в срезе.
- как плоды прикрепляются к ветке?
- отметить время появления плодов, время, когда собирают урожай.
3. Объяснить, что плоды деревьев могут быть не съедобны для человека, но съедобны для животных
4. Вспомнить вкусовые качества плодов
Итоговый опрос воспитанников «Что мы узнали о деревьях», д. и. «Чей листочек», «Дерево и его плод», игровая ситуация «Друзья деревьев»
Деятельность в групповом помещении
Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, сделать аппликацию в «Дерево с плодами».
Предложить родителям воспитанников собрать природный материал (косточки, шишки, сухие листья для изготовления поделок и аппликаций). Организация выставки творческих работ «Это чудо нам подарило дерево».
Список использованной литературы:
1. Виноградова Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей. М., 1978;
2. Кравченко И. В, Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера». 2010.
3. Николаева Н. С. Программа. Юный эколог. Система работы с детьми 2-4 лет. М. : Мозаика - Синтез, 2010 г.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика - Синтез, 2009 г. Мозаика - Синтез, 2010 г.