Надежда Груздева
Конспект занятия-исследования «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-исследования
Актуальность обусловлена тем, что дошкольники поверхностно знакомы со свойствами воды, с ее агрегатными состояниями. Часто пар и туман они путают с дымом, а цвет воды характеризуют, как белый. Современные дошкольники зачастую мало любознательны, а любознательность является одним из главных двигателей развития аналитического мышления ребенка. Простые эксперименты с водой способны пробудить познавательную активность дошкольников.
Вода – источник жизни на Земле, дети должны знать о ее свойствах и состояниях.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Практическая полезность: данная работа будет полезна коллегам для применения, как во время прогулки, так и на занятиях в ДОУ.
Цель: изучение обычных и необычных свойств воды.
Задачи:
Образовательные: рассказать о свойствах воды (не имеет запаха, вкуса, формы, цвета, об их изменениях при добавлении соли; сформировать знания о состояниях воды – твёрдом (лёд, иней, снег, жидком и газообразном (водяной пар);
Воспитательные: воспитывать интерес и любопытство к исследовательской деятельности; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам на групповых занятиях; поддерживать самостоятельность и сообразительность детей; воспитывать бережное отношение к пресной воде, как к исчерпаемому природному ресурсу.
Развивающие: развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, наблюдательность; развивать способность формулировать гипотезы, обосновывать их, делать выводы.
Методы: наглядный (наблюдение, демонстрация плакатов); словесный (повествование воспитателя, беседа, наводящие вопросы, чтение сказки о «Капельке»); игровой (загадки, создание атмосферы путешествия); практический (опыты).
Оборудование: прозрачные емкости для воды, соль, хвойные веточки, сырое яйцо 2 шт, теплая вода, лед, цветные нитки, воздушные шарики, пищевые красители.
Планируемый результат:
Углубить знания старших дошкольников о свойствах воды и ее состояниях станут более точными и глубокими. Дети получат знания о ее важном значении для людей и всех живых организмах, существующих на Земле.
В ходе работы дети должны самостоятельно сделать выводы овкусе, запахе, цвете и форме воды.
В результате опыта с яйцом и соленой водой, мы ожидаем, что дети сами сформируют вывод, что яйцо не тонет потому, что в воде есть соль. Мы лишь дополним этот вывод тем, что соль увеличивает плотность воды.
Дошкольники будут с интересом наблюдать за результатами экспериментов, активно принимая участие в опытах.
Словарный запас дошкольников обогатиться – «кристаллизация», «плотность воды», «состояния воды», «свойства воды», «растворитель».
У детей повысится исследовательский интерес, станут чаще задаваться вопросом «А почему?». Дошкольники смогут устанавливать причинно-следственные связи.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе во время прогулки – дети видели иней, снег, дождь. Наблюдали, как падал и таял снег, как высыхали лужи.
Подвижные игры – «Ручеек», «Капельки и тучка».
Чтение рассказа Э. Можковской «Капля в море» и сказки Н. Болтачева «Сказка о круговороте воды в природе».
Прослушивание аудиозаписей – «Дождь», «Шум моря», «Ручеек», «Капающая вода», «Кипение», «Трескание льда», «Ходьба по снегу».
Пальчиковые игры, отгадывание тематических загадок.
Беседа о состояниях воды, используя демонстрационный материал.
Ход работы
Приветствие
Встречаемся на детской площадке, на улице.
– Здравствуйте, дети! Как думаете, где вы сейчас находитесь? Вы попали в волшебное Царство Капельки! Здесь царствует вода-волшебница! А знаете почему? Потому что здесь практически все состоит из воды. И листочки на деревьях, и травка, и птицы, и звери. Без воды это все погибнет! И в земле течет вода и на небе она есть! Даже вы состоите из воды!
Обсуждение свойств воды при помощи стакана с теплой кипяченой водой
Предлагаем детям пройти в беседку, раздаем прозрачные стаканчики с теплой кипяченой водой. Переходим к обсуждению свойств воды.
– Ребята, как вы думаете какая вода на вкус?
Дети делают свои предположения. Предлагаем попробовать глоток воды, после чего они понимают, что вкуса нет.
– А чем вода пахнет?
Предлагаем понюхать воду. Дети понимают, что вода ничем не пахнет. Кто-то говорит, что пахнет стаканчик.
– А какой она формы?
Затрудняются ответить, кто-то говорит, что она формы стаканчика. Переливаем воду в разные песочные игрушки и на землю. После чего снова спрашиваем, есть ли у воды форма, какая она? Дети понимают, что формы нет, потому что вода – жидкая.
– А какого вода цвета?
Предлагаем детям посмотреть через стаканчик на свои пальцы. Дети видят свои пальчики и делают вывод, что вода прозрачная.
Таким образом, в ходе обсуждения, дети самостоятельно практическим путем понимают, что вода не имеет вкуса, запаха, цвета и формы.
Опыт №1 «Тонет – не тонет»
– Ребята, как вы думаете, в воде тонут предметы?
Дети отвечают: – «Да, да, тонут, в воде можно утонуть»
– Да, но вы же помните, что вода – волшебница? У меня с собой есть несколько разных предметов. Смотрите: брусок, монетка, болтик, пластиковая крышка, воздушный шарик надутый, яблоко, бумага, яйцо. Давайте проверим, утонут ли они в пресной воде.
Мы специально добавили надутый воздушный шарик, что бы детям было проще понять, почему некоторые предметы не тонут (потому что в них есть воздух, кислород).
Переливаем воду из стаканчиков в 2 емкости, одну емкость убираем в сторонку, она пригодится для следующего опыта.
Дети по очереди опускают предметы в воду и видят, что:
Тонет: монетка, болтик, яйцо.
Не тонет: брусок, пластиковая крышка, надутый воздушный шарик, яблоко, бумага.
Помогаем наводящими вопросами ребятам прийти к выводу, что предметы не тонут в пресной воде, потому что содержат в себе воздух. После чего дополняем их ответы и вводим новое понятие – «плотность».
– Да, ребята, вы совершенно правы – брусок, шарик и яблоко содержат воздух, поэтому не тонут! За счет воздуха, эти предметы имеют меньшую плотность, чем вода! А предметы с меньшей плотностью не тонут в воде! У бумаги и у пластиковой крышки плотность тоже меньше, чем у воды.
Опыт №2 «А если посолить?»
– А как вы думаете, изменится ли вода, если добавить в нее соль?
Дети могут сделать предположения, что она станет соленая и мутная.
Дети добавляют соль в теплую воду.
– Что происходит с солью в воде? Да, она растворяется! А если бы мы добавили сахар или краску? Да, они бы тоже растворились в воде! Какой из этого можно сделать вывод?
Дети отвечают, что в воде все растворяется. Мы лишь корректируем их ответ, добавляя:
– Да, вы правы, вода является хорошим растворителем!
Солим воду до тех пор, пока соль не перестанет растворяться.
– Мы уже достаточно посолили нашу воду! А теперь давайте опустим в соленую воду яйцо! Мы помним, что в пресной воде оно утонуло, почему? Да, потому что его плотность больше плотности пресной воды. А что же мы видим в соленой воде?
Дети опускают яйцо и видят, что в соленой воде оно плавает, а в пресной лежит на дне емкости. Отсюда они делают вывод, что с добавлением соли у воды изменился не только вкус и цвет, но и плотность.
– Теперь давайте подпишем наши емкости с пресной и соленой водой и уберем их в морозилку! Что будет с пресной водой в морозилке? А с соленой? (Дети отвечают, что она замерзнет). Вот это мы с вами завтра и проверим!
На следующий день, дети увидели, что соленая вода замерзла лишь частично, а пресная превратилась в лед.
– Как вы думаете, почему соленая вода замерзла не вся?
Задаем детям наводящие вопросы:
– А если бы в морозилке было еще холодней? А если бы соленая вода постояла там еще одну ночь?
Вместе с детьми делаем вывод, что соленая вода замерзает при меньшей температуре, чем пресная вода.
– Ребята, а вы замечали, что зимой дороги и тротуар становятся скользкими, ледяными? Что же делают люди, что бы машины на дороге не заносило, а люди на тротуарах не падали?
Дети вспоминают, что их посыпают песком.
– Правильно! Но там есть еще один секретный ингредиент! Кто догадается какой?
Некоторые дети понимают, что это соль. Показываем этот процесс наглядно. Посыпаем лед солью, дети видят, что соль топит лед практически сразу.
Опыт №3 «Кристаллизация еловой ветки»
Раздаем детям еловые веточки и разноцветные нитки.
– А сейчас вы все станете настоящими волшебниками! И превратите ваши еловые веточки в сказочные! Для этого сначала привяжите ниточку к ветке и запомните ее цвет. У каждого из вас нитка своего цвета, что бы потом вы без труда могли найти свою сказочную веточку. А пока привязываете, придумайте себе заклинание, которым будете пользоваться!
Дети привязывают ниточки и обсуждают волшебные заклинания.
Разливаем соленую воду по стаканчикам и раздаем каждому ребенку.
– А теперь сосредоточьтесь и опускайте вашу веточку в стакан с соленой водой. И приговаривайте ваше волшебное заклинание!
Дети активно и с энтузиазмом «колдуют».
– Ребята, все справились? Теперь уберем наши стаканчики, а завтра посмотрим, что же с ними сотворила наша вода-волшебница! Согласны?
Через сутки на веточках начинают появляться кристаллы соли, еще через 2-3 суток кристаллов становиться намного больше. Кажется, что ветки покрыты инеем. Мы вынимаем веточки из воды и даем им просохнуть.
– Ребята, смотрите, у вас получилось сотворить настоящее чудо! Какие красивые сказочные веточки у вас получились!
Все дети восхищаются своими веточками. И сами начинают задаваться вопросом, а почему так получилось, чем же покрылась веточка. Кто-то говорит, что это снег, лед. Мы напоминаем, ребятам, что лед и снег бывают только, когда холодно, когда мороз. И предлагаем посмотреть в микроскоп веточку. С помощью микроскопа видно, что ветки покрыты квадратными кристаллами, похожими на соль.
Таким образом, вместе с ребятами приходим к выводу, что еловые веточки покрыты мелкими солевыми песчинками, то есть еловые ветки закристаллизовались.
После чего вместе с ребятами вставляем их на деревянные подставки.
Опыт №4 «Разноцветные ледяные шары»
Накануне мы вместе с детьми положили в воздушные шарики пищевые красители, наполнили их водой и заморозили.
Выносим замороженные шарики детям и предлагаем посмотреть, что же получилось внутри.
– Ребята, давайте возьмем ножницы и отрежем у шариков узелок.
Дети отрезают узелки и по очереди достают, то красный, то синий, то зеленый, то желтый ледяные переливающиеся на солнце шары.
Дети очень удивлены и рады получившемуся результату.
Раскладываем ледяные шары на выпавший первый снег. Дети с восторгом бегают змейкой между шаров!
Этот опыт доказывает, что вода является хорошим растворителем и принимает форму сосуда.