Попова Диана
Исследование сенсомоторной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В статье рассматривается малоизученная проблема исследования развития сенсомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Перспективность изучения особенностей сенсомоторного развития детей отмечают многие российские и зарубежные исследователи. Это работы в области нейропсихологии: Ахутиной Татьяны Васильевны, Глодзман Жанны Марковны, Семенович Анны Владимировны, Визель Татьяны Григорьевны, а также в области логопедии: Бабиной Галины Васильевны, Беляковой Лидии Ивановны, Урунтаевой Галины Анатольевны и других.
Публикация «Исследование сенсомоторной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляется недостаточная сформированность сенсомоторных функций, что отрицательно сказывается на их готовности к обучению грамоте. Своевременное развитие межмодальных (сенсомоторных) связей является значимым фактором эффективной подготовки дошкольников рассматриваемой категории к обучению письму и чтению.
В статье дан краткий анализ научных трудов по проблеме исследования сенсомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста, представлена краткая характеристика развития межмодальных (сенсомоторных) связей у детей с нормой речевого развития и их сверстников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: Дети старшего дошкольного возраста, сенсомоторика, развитие, исследование.
Введение.
Перспективность изучения особенностей сенсомоторного развития детей отмечают многие российские и зарубежные исследователи. Анализ научных данных в этой области свидетельствует о значимости изучения сенсомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи. Результаты исследований, проведенных в логопедии и смежных областях научного знания, позволяют говорить о том, что сенсомоторное развитие играет важную роль в психологической и мозговой организации процессов письма и чтения.
Проблема подготовки детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе является актуальной, а пути ее решения с привлечением полимодального подхода обсуждаются специалистами в сфере логопедии, нейропсихологии, психологии, психофизиологии и других.
В исследованиях нейропсихологического направления понятие «сенсомоторные функции» рассматривается как проявление процессов конвергенции нейронных импульсов от структур сенсорных систем и ядер двигательной системы в лобные отделы, где происходит взаимодействие уже подвергшейся обработке сенсорной информации с двигательными схемами для организации и оптимизации ответных действий.
Согласно данным Ж. Пиаже полимодальность восприятия заключается в одновременном приёме и переработке информации различными модальностями, включающими в себя четыре этапа обработки сенсорных сигналов: сенсомоторный, символизирующий, логический (осмысленный, лингвистический (вербализация).
Таким образом, сенсомоторика является базисом для формирования более сложных процессов – полимадольного восприятия, сформированность которого говорит о готовности ребёнка к обучению грамоте.
Дети с ОНР входят в особую категорию дошкольников, у которых недостаточные предпоссылки для обучения грамоте.
Для предотвращения проблем, связанных с нарушением овладения навыками письма и чтения, нужны длительные и систематические занятия по развитию сенсомоторной системы, поскольку у данной категории детей отмечаются нарушения сложных взаимосвязей и взаимоотношений между межанализаторными составляющими. Использование полимодального подхода при обучении грамоте дошкольников с ОНР помогает ускорить и улучшить процесс обучения, поскольку в работу включены разные органы чувств, модальности, и взаимосвязь между ними.
Основная часть:
Обращаясь к литературным источникам как отечественных, так и зарубежных учёных, можно увидеть, что данный вопрос изучался в различных областях науки: психологии, нейропсихологии, психолингвистике, психофизиологии, педагогике, клинической медицине.
В процессе роста ребёнка развитие сенсорных функций происходит при помощи движений. Процесс познания происходит при помощи ощущений, когда ребёнок начинает ползать, сидеть, ходить, бегать, хватать и так далее. Из этого мы можем утверждать, что сенсорика и моторика между собой взаимосвязаны, а именно управление эмоциями и движениями, согласование глаз и движения, слуха и движения и прочее является единой сенсомоторной системой. Тогда сенсомоторика - это взаимодействие между ощущениями и движениями всех частей тела.
Сенсорная обработка - это процесс, который организует ощущения от собственного тела и окружающей среды, что позволяет эффективно использовать тело в процессе всей жизни человека. В частности, речь идет о том, как мозг обрабатывает множественную информацию, поступающую от сенсорных систем, как: проприоцептивная, зрительная, слуховая, тактильно-кинестетическая, вестибулярная, обонятельная и так далее.
В основе термина «сенсомоторика» лежит взаимосвязь между сенсорным и моторным развитием.
Моторика, как указывает Л. И. Белякова, представляет собой всю сферу двигательных функций организма. Движения - главные средства взаимодействия организма человека с окружающей средой. В свою очередь, по данным А. Р. Лурия, сенсорные системы участвуют в процессе деятельности моторной сферы. Сенсорное развитие понимает под собой развитие процессов восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Насколько точно ребенок научится воспринимать и применять полученную информацию от различных сенсорных систем, настолько и будет зависеть в дальнейшем процесс его обучения.
Таким образом, процесс взаимокоординации сенсорных и моторных компонентов деятельности состоит в том, что получение сенсорной информации приводит к запуску различных движений, которые в свою очередь регулируют, контролируют или корректируют эту сенсорную информацию. Этот процесс и носит название «сенсомоторика».
Сенсомоторные функции проходят долгий путь своего развития, начиная своё формирование ещё в утробе матери (вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы). Слух, зрение и обоняние вместе с двигательными навыками закладываются после рождения. С первых дней жизни все сенсорные системы начинают взаимодействовать между собой, чтобы в дальнейшем образовать одну целостную сенсомоторную систему. В процессе роста ребёнка формируются сенсомоторные функции, которые в конце становятся частью более сложной системы - полимодального восприятия.
К сожалению, иногда это развитие отклоняется и конкретную причину обнаружить сложно, но можно охарактеризовать то, как протекает развитие сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Особенности сенсомоторного развития у дошкольников с ОНР заключаются в том, что у них, по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием, наблюдается игнорирование слуховой модальности в пользу зрительной и тактильно-кинестетической. Их сенсорные системы не в достаточной мере сформированы и отстают в развитии.
На основе анализа теоретической и методической литературы, а также материалов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами были предложены методические рекомендации по развитию сенсомоторных функций в рамках следующих направлений работы:
I. Развитие сенсомоторных функций:
1. Формирование зрительно-моторной координации;
2. Формирование моторно-кинестетико-слуховой координации;
3. Формирование тактильно-двигательной координации;
4. Формирование проприоцептивной координации.
II. Развитие полимодального восприятия:
1. Формирование мономодальной перцепции;
2. Формирование бимодальной перцепции;
3. Формирование полимодального восприятия.
Методические рекомендации включают разработанные нами комплексы упражнений по каждому из обозначенных выше направлений.
Также в дополнение к упражнениям, направленным на развитие определённой модальности, можно использовать различные виды деятельности, например, на формирование тактильно-двигательных ощущений:
- рисование пальцами рук, пластилином, губкой;
- лепка из глины, пластилина, теста;
- рисование красками, глиной с помощью ног;
- оригами из разного типа бумаги;
- хождение по вязкой глине босиком, в сапогах;
- ползанье на клеёнке, измазанной пеной;
- собирание пазлов, мозаики (крупной или мелкой, крупы;
- составление из счётных палочек фигур.
Значительным развивающим потенциалом обладают такие занятия, как катание на велосипеде, ползание и лазанье по разным поверхностям, различным по высоте и форме. Они способствуют развитию таких сенсорных систем, как вестибулярная, тактильная и проприоцептивная.
Необходимо поместить ребёнка с ОНР в среду, где будет множество стимулов для разной сенсомоторной функции, например, это может быть сенсорная комната.
Выводы:
Сенсомоторные функции, как одна из незаменимых частей развития сенсорной интеграции и полимодального восприятия, считаются трудно усваиваемыми для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Вопросы, по изучению сформированности межанализаторного взаимодействия детей к началу школьного обучения, были освещены в некоторых трудах нейропсихологов (А. В. Семенович, А. Р. Лурия, Т. Г. Визель, Ж. М. Глозман, Л. С. Цветкова, Ю. Микадзе и другие). При этом больше внимания они уделяли изучению развития взаимодействия между собой различных анализаторных систем в онтогенезе. Тогда, как специфическое развитие межанализаторного взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи становится малоизученным аспектом. Данный факт способствовал нашей заинтересованности в изучении особенностей формирования сенсомоторной интеграции у дошкольников с ОНР.
СПИСОК ЛИЕРТАТУРЫ:
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/ Э. Дж. Айрес; пер. с англ. Юлии Даре. - М. : Теревинф, 2018. - 272 с.
2. Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьева Т. А. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологи-ческий и прогностический аспекты / А. А. Алмазова [и др. ] // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. - 151 165 с.
3. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательныепроцессы: Ощущения, восприятие. – М. : Педагогика, 1982. - С. 9-31.
4. Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Структурно - слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез. Монография/ Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : Прометей, 2013. - 192 с.
5. Бабина Г. В. Практикум по логопедии: дизартрия / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – М., 2012. - 104 с.
6. Бадалян Л. О. Невропатология/ Л. О. Бадалян. – М. : Академия, 2015. - 400 с.
7. Банди Анита, Лейн Шейли, Мюррей Элизабет Сенсорная интеграция: теория и практика/ Анита Банди, Шейли Лейн, Элизабет Мюррей; пер. с англ. и науч. ред Д. В. Ермолаева. - 2-е изд. - М. : Теревинф, 2020. - 768 с.
8. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцеп-тивного процесса. - М. : Когито-Центр: Высш. школа психологии, 2006. - 240 с.
9. Барыбина Е. Б. Полимодальность восприятия как фактор развития перцептивных способностей учителя начальных классов: Дис. … канд. психол. наук. - Курск, 2005. - 204 с.
10. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский. - М. : Перспектива, 2018. - 224 с.
книг)/ А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – 772 с.
12. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 384 с.
13. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] / А. Р. Лурия // Учеб. Пособие для студ. Психол. Фак. Высш. Учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.
14. Лурия А. Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 287 с.
15. Микадзе Ю. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие/ Ю. Микадзе. – СПб. : ПИТЕР, 2008. – 288 с.
16. Мурашова И. Ю. Диссертация «Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования». Иркутск, 2013. – 153 с.
17. Мурашова И. Ю. «Полимодальное восприятие дошкольников. Как повысить эффективность преодоления недоразвития речи / И. Ю Мурашова – «Логос», 2018. – 420 с.
18. Пиаже Жан Избранные психологические труды / Жан Пиаже. - Москва: Международная педагогическая академия, 1994. – 109-172 с.